RSS

ДЖАРХ УА ТА’ДИЛЬ

zashita_sunni

Краткое слово о науке Джарх уа Та’диль

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

 Наука «аль-джарх уа-тта’диль» не ограничивается временем

Джарх уа та’диль узаконен в Исламе для защиты религии изнутри. Это наука относительно людей, причисляющих себя так или иначе к знанию, хадисам и т.д. Когда говорится в отношении человека:

Он ненадежный, лжец, выдумывает хадисы, призывает к нововведению или он был зиндикам, кяфиром и т.д. Не слушайте его, не принимайте от него знания и т.д. — это все имеет отношение к джарху, что, кстати, происходит от слова «ранение».

Вторая сторона, когда говорится обратное, нет, такой-то передатчик весьма надежный, он передавал хадисы точно, от него его записывали признанные имамы и т.д. — это та’диль.

Что касается законности науки «аль-джарх уа-тта’диль», то об этом говорит Коран, Сунна и единогласное мнение общины (иджма’).

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим» (ан-Ниса 4: 135).

Всевышний Аллах также сказал: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (аль-Ан’ам 6: 152).

Имам аш-Шаукани сказал в толковании к этому аяту: “Т.е. когда вы рассказываете о какой-либо вести, или приносите свидетельство или говорите о вопросах джарха и та’диля, то будьте справедливыми!” См. “Фатхуль-Къадир” 2/498.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то – сердцем. И это – признак наиболее слабой веры» “Муслим 49

Некоторые говорят, что «наука джарх уа-тт’адиль в книгах, а ее имамы в могилах». Этими словами этих ученых воспользовались многие враги Сунны, запрещая тем самым опровергать заблудших и предостерегать от них. Они днем и ночью твердят о том, что нет в наши дни джарха, а сами уаЛлахи только и делают, что занимаются необоснованным джархом в отношении наших братьев!

А что касается этих слов, то тут имеется ввиду под термином «джарх уа-тт’адиль» именно эту науку, которая была изначально в первых веках связана с передатчиками хадисов. Но это не означает, что эти ученые не позволяют или отрицают обязательность опровержения заблудшим и искажающим религию, независимо оттого искажает религию кто-то искренне ошибаясь или же намеренно.

Поэтому нет проблем в терминологии, суть остается одна, называй это как хочешь, тахзир, радд, джарх и т.д. но факт остается фактом, опровержение и предостережение от заблудших и вводящих в заблуждение является необходимым!

Имама Ахмада спросили: “Что для тебя предпочтительней, чтобы человек молился, постился и совершал затворничество (и’тикаф) или предостерегал от приверженцев нововведений?”

Он ответил: “Когда человек молится, постится и совершает затворничество, то он это делает для самого себя, а когда он предостерегает от приверженцев нововведений, то это для мусульман, и это лучше”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/231.

А что касается самого понятия джарх уа-тта’диль, то оно не ограничивается ни местом, ни временем и даже как термин он приемлем и необходим, и нет далиля на то, что эта наука ограничивается временем и что это было только для передатчиков хадисов!

Анас рассказывал: “Однажды, когда мимо пророка проходила похоронная процессия, люди стали восхвалять покойного, и пророк (саля-Ллаху алейхи уа саллям) сказал: «Стало обязательным». Затем прошла еще одна, и люди стали отзываться о покойном плохо, он сказал:«Стало обязательным». Тогда ‘Умар спросил: “Что обязательно?” Пророк (саля-Ллаху алейхи уа саллям) ответил: «За одного вы отозвались благом, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в Огне. Вы – свидетели Аллаха на земле!»” аль-Бухари 1367.

Разве в этом хадисе есть какое-либо исключение или ограничение?! Обращено ли это к одному человеку или же ко всей умме?! «Вы – свидетели Аллаха на земле!» Это к первым трем поколениям или же на все времена?! Где конкретизирующий далиль?!

Пророк (саля-Ллаху алейхи уа саллям) говорил: «Кто увидит из вас порицаемое пусть изменит это!»”

Хафиз ас-Сахауи в предисловии своего послания под названием «Мутакалимуна фи-рриджаль», говоря о тех, кто предостерегал, сказал, что эти люди были во времена сахабов и не переставали быть всегда!

Говоря о 6 случаях, когда гъиба дозволена имам ан-Науауи сказал о джархе: “Это (джарх) дозволено по иджма’у и даже уаджиб при необходимости!” См. “Рияду-ссалихин” 288.

И мы видим, что имам ан-Науауи который сам жил в 600 годах по хиджре говорит о джархе и не ограничивает эту науку каким-либо временем!

Хафиз Ибн Касир в толковании аята про гъиба говорил: “Гъиба харам по иджмау, кроме тех случаев, когда есть в ней польза как в вопросе джарха и тадиля и насыха!” См. “Тафсир Ибн Касир” 3/295.

Разве мы видим в словах этих или вообще каких-либо имамов, что наука джарх уа-тта’диль имеет время и что она исчезнет со временем?!

Также об этой науке писали и говорили многие великие имамы, как ат-Тирмизи в «аль-Иляль ас-сагыр»,

Ибн Хиббан в «аль-Маджрухин», Ибн Аби Хатим в «аль-Джарх уа-тта’диль», Ибн Раджаб в «Шарх аль-иляль» и множество других имамов, и никто из них не сказал, что джарх относится только в первым поклонениям Ислама или только к передатчикам хадисов и т.п.

Имам аль-Ауза’и говорил: “Если распространятся нововведения и обладающие знанием не станут это порицать, то из нововведения сделают Сунну”. См. “Шарфу асхабиль-хадис” 19.

И верно было сказано: “Если ахлю-Сунна будут молчать, и не будут разъяснять ошибки тех, кто противоречит Корану и Сунне, то они тем самым уподобятся находящимся под гневом (иудеям) и заблудшим (христианам) людям Писания”.

Имам аз-Захаби говорил: «Саляфы очень часто делали тахзир, поскольку они считали, что сердца слабые и в них легко проберется сомнение!» См. «ас-Сияр» 7/261.

 

2 responses to “ДЖАРХ УА ТА’ДИЛЬ

  1. Админ сайта

    Ноябрь 23, 2013 at 3:08 пп

    Имам Захаби (да смилостивится над ним Аллах) сказал:
    «Мы не говорим что имама «Джарх уа Тадил» были безгрешны. Но (мы говорим, что) они были из тех кто больше остальных (ученных) был правдив в словах своих. И у них были меньше всего ошибок.
    А если посмотреть на их совесть и беспристрастность, то они были самыми добросовестными.
    И они больше остальных (ученных) сторонились того чтобы оклеветать кого-то по несправедливости.
    (Поэтому) Если они сошлись во мнениях относительно кого-то в вопросе Джарха или Тадиля — по нему, то (крепко) ухватись за это мнения. Схватись за это (их мнения) своими коренными зубами накрепко, и не отдаляйся от их слов. Потому что, если ты покинешь их слова, то наступит день, когда ты будешь горько сожалеть об этом. И оставь ты также взгляды тех, кто покинул их взгляды. Перестань (прекрати) ты совать себя в затруднительное положения. А лук и стрелы ты оставь для стрелка.
    Клянусь Аллаху что если бы не (эти) большее хафизы, то на мимбаров (в наше дни) зындыки давали бы хутбы». (См.: «Сияри Аламин Нубела» 11 том, 82 ст.)

     
  2. gariban01

    Июль 12, 2014 at 11:18 дп

    Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
    وَكَثِيرٌ مِنْ النَّاسِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ كَرَاهَتُهُمْ لِلْجِهَادِ عَلَى الْمُنْكَرَاتِ أَعْظَمُ مِنْ كَرَاهَتِهِمْ لِلْمُنْكَرَاتِ لَا سِيَّمَا إذَا كَثُرَتْ الْمُنْكَرَاتُ وَقَوِيَتْ فِيهَا الشُّبُهَاتُ وَالشَّهَوَاتُ
    «Многие люди, и даже большинство их — их неприязнь к джихаду против порицаемого оно больше, чем их неприязнь к самому порицаемому — особенно, если это порицаемое стало распространенным, и стали сильны вокруг него страсти и шубухаты».
    (Маджму аль фатауа, 15/341)

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: