RSS

Аль-Истиcхâб

usul_fikh1

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Определение

В языковом значение истисхâб означает «привлечение с собой», «сопровождение», «сопутствие» (мусâхабат) и, как продолжение этого значения, – общение (сухбат).

Терминологически это слово определено следующим об разом:

الاستصحاب: هو ابقاْْء ما كان على ما كان

“Это определенное понятие, которая, бесспорна в прошлом, и в последствии не претерпевшее никаких изменения, и к настоящему времени оставшееся таким же”

Например, истисхâб указывает на принятие факта существования пропавшего без вести человека при отсутствии сведений о его смерти. Точно так же брак супругов считается действительным до поступления опровергающего сведения.

Аль-Истисхâб как аргумент (худжжат)

Истисхâб используется в качестве аргумента (худжжат) там, где не находится довода (далиль). Все мазхабы пользовались извлечением норм (истинбâт), опираясь на привлекаемые доводы (истисхâб). Даже мазхабы Зâхирийа и Имâмийа, не признававшие аналогию (кыйас) в качестве аргумента, использовали истисхâб при извлечении правовой нормы в очень многих вопросах.

Правила (Каваид аль-Фикхия), построенные на привлеченных (мустасхаб) доводах

На привлеченных (мустасхаб) доводах построен целый ряд общих правил.

Некоторые из них пояснены ниже:

1. “Основой в вещах является их дозволенность”.  Например, если в Книге, Сунне и других источниках нет указаний относительно определенной еды, питья, одежды, то решение по их дозволенности принимается на основе привлеченного (мустасхаб) довода

2. “Презумпция невиновности”. Считается, что до того, как наступление ответственности человека по какому-либо поводу, например подолгу, не доказано, на нем нет ответственности. Истисхâб является общепринятой основой в уголовном и долговом праве. Человек считается невиновным и не должником до того, как вменяемая ему вина или долг не будут доказаны.

3. “Достоверность не исчезает с сомнением”. Например, вещь, существование которой является очевидным, простым сомнением не может быть приговорена к небытию. Если некто категорически уверен в совершении омовения, а затем впадает в сомнение по поводу наличия ритуальной чистоты, решение принимается в пользу ее наличия.

4. “Наличие чего-то определяется по его состоянию”. Человек, о котором известно, что он жив, пока не будет какого-либо доказательства об обратном, не может считаться мертвым. Только лишь при наличии доказательства может быть принято решение о его смерти.

5. «Если утверждение имеет вероятность / сомнения, то хукм дара (территории) сильнее, чем это утверждение». Т.е. если даже есть вероятность того что прохожий мимо в даруль-куфре может оказаться верующим, то все рано хукм дара тут сильнее и он именуются неверующими по дару.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: