RSS

Косвенное согласие чужому бидъа

question mark on blue sky - 3d illustration

Вопрос:

«Какого положения того кто косвенно дает свое согласие на чужое бидъа? Например, молчанием своим или не порицанием этого?  Вот к примеру пришел ко мне в гости шиит, я ему показал сове гостеприимство так как вижу в нем склонения к сунитам. Или например, он мой родственник и я просто поддерживаю с ним родственные отношения. Настало время намаза, он попросил у меня место для молитвы и я организовал  ему это место, зная что он там будет молится по биъадски (с открытыми руками, с шайбой и т.д.). У меня ситуация не позволяет ему все это объяснить, к тому же у меня мало знаний. Какого мое положения, разве я не под куфр попадаю? Ведь для меня это открытая тема, а для него она закрытая?»

Ответ:

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Ваше положения не куфр — и это однозначно так.

Дело в том, что тут нет иллята куфра, но есть иллят порицаемого. Куфр был бы тут только тогда если бы вы сами совершали бы собственноручно это бидъа, зная что оно бидъа. В таком случаи ваш куфр заключался бы в том, что вы намеренно искажали религию Аллаха, пытаясь ее дополнить. Т.е. проявили бы куфр в аят (смысловой перевод): «Сегодня я завершил для вас вашу религию..» (Аль-Маида, 3).

А так как вы этого не делали а делает этот тот шиит, то за это бидъа несет ответственность он а не вы. На вас же попадает доля от этого, и это доля, доля порицаемого — т.е. грех, того что вы не воспротивились ему в этом, увидев это порицаемое. Согласно словам пророка (с.а.в.), который сказал: “Кто из вас увидит скверное, пусть изменит его руками. Если не это не хватает сил, то пусть изменит языком. Если и на это не хватает сил, то пусть изменит сердцем.  И это — наименьшая степень веры. Меньше этого — от веры уже нет даже частицы“ (Муслим, Иман, 78, 80 ).

Его (с.а.в.) слова: « то пусть изменит сердцем.«- это покидать данный маджлс, проявляя тем самым свое бара (непричастность) к этому, ненавидя это сердцем, как об этом велено в суре Аль-Анъам (аят: 68) и суре Ан-Ниса (аят: 140). Т.е. сердцем ненавидя а в амале покидание данного маджлиса — «И это — наименьшая степень веры. Меньше этого — от веры уже нет даже частицы“.

Не делать этого будет считаться куфром только в делах куфра, тогда как в делах малого курфа это будет «куфр дуна куфр» (т.е. грех), а в делах харамных это будет фиск (т.е. греховным).

Потому что всякое большое бидъа — это или большой куфр, или же большой ширк.

А всякое малое бидъа — это или малый куфр, или малый ширк (т.е. путь ведущий к большому куфру/ширку, НО НЕ САМ КУФР/ШИРК).

В вашем случаи тут речь идет о малом бидъа (о нововведениях  в намазе) и о вашем косвенном согласие на это, путем молчание и не порицание этого. И так как этот человек (шиит) не совершает большой куфр, следовательно и ваше согласие его действиям не в коем случаи не может считаться куфром, ибо куфра тут не происходит чтобы еще и происходило согласие на него.

НО тут есть косвенное согласие на бидъа.

Следовательно, уже должно быть понятно что вы не должны ни как поддерживать это бидъа, будь то своими словами или действиями (амаль), даже если они проявляются путем молчание.

Хоть ваше поддержка тут косвенно, но она все же есть, оттого на вас и попадает доля греха, когда вы не порицаете это.

Сказал шейх уль-Ислям Ибн Таймия, когда его спросили о некоторых нововведенцах: «А что касается вопроса «обязательно ли правителю удерживать и останавливать их», то: да. Обязательно так поступать с этими людьми и с каждым, кто проявил себя высказываниями, которые противоречат Курану и Сунне. Ведь это (их слова) являются порицаемым, которое повелел Аллах запрещать. Как сказал Всевышний: «Пусть будут среди вас люди, которые будут призывать к добру, приказывать одобряемое и запрещать порицаемое». И это (слова тех бидъадчиков) является грехом, о котором сказал Всевышний: «Почему же раввины и первосвященники не удерживают их от греховных речей и пожирания запретного?» (См. «Маджмуа аль-фатауа» 12/464.)

Однако — это был общий хукм на запретность бездействия в таких положениях. Что касается конкретного случая, то он может меняться в зависимости от ситуации.

Например, возьмем ваш случай, как я понял вы не в состояние объяснить (доказать) этому шииту, что то как он совершает намаз — это бидъа. И на это у вас может быть множество причин, например, у вас не хватает знаний или ситуация совсем не подходящая для этого. Следовательно, порицать его бидъа становится крайне затруднительным для вас, и это с одно стороны. С другой стороны вы не можете ему запретить совершать намаз Аллаху у вас дома, так как это само по себе бидъа. Поэтому вам этот вид греха, ин ша Аллах считается простительным, ибо у вас дарура (нужда).

И это мнения — оно небезосновательное. Дело в том что харамы (запреты) бывают двух типов:

1) одни это те харамы которые были установлены по причине того что они аслян харам — как например свинина, хамр (одурманивающие средства), риба и т.п. Такие харамы бывают дозволены только при сильной и чрезвычайной нужде, (кроме зина и зульма, и естественно ширка и куфра).

2) другие, это такие харамы которые были установлены в Шариате через правила «садд аз-зараи» (закрытия средств ведущих к злу), — как например, женщине разговаривать с тем кто ей не является махрам, однако это не есть прямой харам, но это путь ведущий к самому хараму (зина). Токае действие в общем считается запретным, но при обычной нужде оно становится дозволенным, если нет другого варианта.

Так вот, следует знать, что суть запрета в порицании бидъатов происходящих в твоем маджлисе, был установлен через двери «садд аз-зараи» (закрытее средств ведущих к злу), и это то в чем не станет разногласить двое факихов.

Если с этим все понятно, то пройдемся дальше.

Есть фикховское правило которое звучит так: «То, что было установлено из харамов через правело садд аз-зараи, становится халяль при дарура». — т.е. то, что было запрещено с целью закрытия средств к злу — дозволено при нужде.

У этого правила есть множество картин применения. Например, Посланник Аллаха, мир ему, запретил совершать намаз при восходе солнца и при его закате, с целью запрета уподобления мушрикам.

(При закате и восходе когда уже виден диск солнце, и есть к примеру мушрики иудейской секты которые поклоняются в этот момент солнцу).

Однако, когда есть определенная причина, или есть нужда (например, совершение проспанного намаза) — разрешено молиться в это время. На это обратил внимание Ибн аль-Каййим в «Зад аль-маад».

И слово: «разрешено для нужды» — это когда в этом действительно есть весомая нужда, а не вообще разрешено абсолютно. То есть, когда получить требуемое этой нуждой не получится, кроме как таким вот путём.  То есть это когда нет другого варианта.

Например, по этому же правилу многие из фукаха саляфов дозволили надевать шелк на войне, чтобы подавлять врага. И ученые упомянули этот хукм объясняя это правило: «Что запрещено с целью закрытия средств к злу — дозволено при нужде». И это упоминается от Урвы ибн аз Зубейра (р.а.)!

И Ибн Хаджар заявил об единогласном мнении на то, что дозволено красить волосы в черный цвет на джихаде с целью подавить врага. Потому что черный цвет волос и бород вызывает больше страха. В то время как в основе красить в черный — запрещено. Правда есть и другие мнения на этот счет (про черный цвет волос), в любом случаи есть единогласие на то что при войне это дозволено.

И этот хукм объясняет нам причину, почему многие сподвижники красились в черный, в то время как пришёл запрет — они делали это для газаватов, и вся их жизнь была на джихаде.

Уа Аллаху аълям.

Субханакя Аллахумма уа бихамидикя, уа ашхаду анля иляхя илля ант уа астагфиру уа атубу илейк

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: