RSS

«Икътидаа Ас-Съираатъ Аль-Мустакъиим ли Мухаалифати асхаабиль-Джахиим»

123

«Требование «Прямого Пути» в деле 

противодействия людям огня»

Автор:

Шейх уль-Ислам

Абу Аббас Ахмад ибн Абдуль-Халиим ибн Таймийя

аль-Харрани Абуль-Аббас

————————————————————————————————

Все примечания курсивом и слова в скобках принадлежат переводчику, остальные примечания принадлежат редактору арабского издания. Опущены те примечания, где приводятся разные варианты одного и того же места из разных версий текста книги, переписанных разными (древними) переписчиками-размножителями, но мы выбирали из вариантов более подходящий контексту. Поэтому у кого на руках один вариант книги, пусть не отвергают сразу другой вариант. Бывает, что переписчик быстро переписывая заменяет оригинал близким смыслом, что крутится у него в голове. Такие разночтения естественны и не изменяют кардинально смысл того, что до нас хотел донести Ибн Таймия.

От переводчика: Alqasawi

————————————————————————————————

Часть 1

Причина написания книги

С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого. 

Слава Аллаху, который сделал совершенной для нас нашу религию, и завершил для нас милость и удовлетворился для нас Исламом в качестве религии, и приказал1нам, чтобы мы у Него просили Его «Прямой Путь». Путь тех, которых Он облагодетельствовал, не путь тех, кто попал под гнев, то есть иудеев и не на путь тех, кто заблудился, то есть христиан.

И я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад его раб и посланник. Которого Он послал с прямой религией и ханифским2 путем. И сделал его (посланником) на основе шариата, (состоящим) из приказов. (На основе шариата), которого Он приказал придерживаться. И приказал чтобы он (Мухаммад) говорил:

قُلْ هَٰذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي

«Это моя дорога — к которой осознано (обладая видением) зову к Аллаху я и те, кто за мной последовали» — (12/108). Да благословит его Аллах и приветствует приветствием.

Далее.

Я по собственной инициативе или как ответ на вопрос уже запрещал уподобление кафирам в их праздниках, и сообщал при этом некоторые предания ранних, и шариатское указание, и сообщил цели шариата в деле сторонения пути кафиров из числа людей писания и простецов.

А также (сообщил) то, что принес шариат на тему противодействия людям писания и простым мушрикам.

И это (правило противодействия кафирам) является важным из шариатских правил, с большим количеством отделений и так же это является основой включающей основы шариата, в которых есть еще много подробностей. Но (тогда) я (только) обратил внимание на это насколько мне облегчил Аллах и написал ответ, которого у меня сейчас под рукой нет. Этот ответ (тогда) принес определенную пользу, которую предопределил Аллах.

Затем как-то до меня дошло, что появились такие люди, которые нашли это неприемлемым, потому что это противоречило их устоям, в которых они воспитывались. И они ухватились за то, что это (те доказательства, что я привел) общие и абсолютизированные (а надо мол рассматривать частные и конкретные случаи). Тогда некоторые друзья попросили меня, чтобы я прокомментировал слова (оппонентов) и пояснил, что является сутью (иллятом) этого вопроса. Тогда получилась бы большая польза, которой бы воспользовались многие. Ведь большинство людей подверглись этому так, что даже оказались в некотором роде в джахилии.

Поэтому я написал то, что пришло мне в голову на эту тему, но сразу скажу, что если бы должным образом проработал доказательства и слова ученых и хорошенько исследовал предания, то я нашел бы намного больше материала, чем написал.

  И я не думаю, что нашелся бы такой человек, который понимал фикъх, видел смысл и цель шариатских положений, подоплеку фатв ученых и вопросы, что они рассматривали, а после этого сомневался бы в этом. Невозможно представить, что тот, в чьем сердце есть след веры, кто понял суть ислама и что ислам это религия, кроме которой Аллах ничего не принимает ни у кого, не очнулся бы сразу после того как обратят его внимание на этот вопрос. Но (при другом повороте событий) мы прибегаем к Аллаху от бесчувственности сердец, что не дает познать истину и от страстей душ, что не дают следовать истине3.

————————————————————————————————-

1. Автор указывает на приказ читать Фатиху, которая содержит в себе данную просьбу, в каждом намазе в обязательном порядке. Кроме того является желательным просить хидаят у Аллаха в любое время.

2. Ханифская религия (путь) — т.е. прямая религия и шариат без какой-либо кривизны. Это есть Ислам и религия Авраама, который был Ханифом.

3. Намек на два пути, кроме прямого, которые описаны в Фатихе: путь христиан, что сбились не познав истину и путь иудеев, что сбились не следуя ей.

Часть 2

Состояние человечества до прихода Мухаммада

(Салляллаху алейхи уа саллям)

Знай, что Аллах послал Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям) после долгого перерыва в цепи посланников. (Поэтому) до прихода посланника Аллах был в гневе на всех людей, будь то арабы или аджамы1, кроме остатков Людей Писания, большинство которых уже умерло2.

Все люди тогда были в одном из двух возможных положений:

— Те, кто следует какой-нибудь книге и религии. Книга была либо отмененной, либо неотмененной но искаженной3. Религии же были затерянными, их либо забросили, либо забыли.

— Те арабы или аджамы, кто не следует какой-либо книге, но сам выдумал себе поклонение, считая, что оно приносит ему пользу, поклоняясь какой-либо звезде, идолу, могиле, образу и тому подобное.

Человечество было в полном невежестве, придерживаясь некоторых убеждений, которые они принимали за истинное знание, в то время как это было нелепостью; считали некоторые действия правильными и полезными, в то время как они были ложными и вредными. Самые совершенные из них по знанию и праведности могли лишь приблизиться к тому, чтобы хоть как-то заполучить скудные отрывки знаний, оставшихся от прежних пророков, и то без какой-либо гарантии, что это не смесь истинного с ложным. Или совершать какие-нибудь (обрядные) деяния, лишь незначительная часть которых, узаконена, а основная часть нововведения, которые практически не приносят пользы для его праведности. Либо же он мудрствует по своему усмотрению, занимаясь философскими построениями так, что всю душу положил в занятия естественными науками и совершенствование нравственности, а в итоге после невообразимых усилий смог добыть, если еще смог, только покореженные крупинки (знания), которые не могут ни утолить жаждущего, ни исцелить страждущего; и которые нисколько не могут восполнить отсутствие знания, посланного Богом. 

В этих отрывочных крохах ложное во много раз превышает, если оно есть, истинное. Да и как можно достичь чего-либо толкового, если нет такого вывода, в котором не было бы разногласий между их учеными, где нет путаницы и нагромождения заумных доказательств и связей.

И вот в таком отчаянно безысходном положении Аллах оказывает людям величайшую милость, наставляя их живительным и благодатным родником миссии Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям) и посредством доказательств и наставления, с которыми Он его послал. Мухаммад (Салляллаху алейхи уа саллям) был послан с таким животворным и благотворным наставлением, что невозможно ни описать словами, ни постичь разумом. И вся эта кладезь стала общим достоянием для тех, кто уверовал в Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям), а в особенности для ученых уммы, следствием которой для них стали такой уровень полезных знаний, праведных деяний, выдающейся нравственности и прямоты пути, что если сравнить его со всеми знаниями и праведностью всех предыдущих умм, то станет понятным, что невозможно постичь, насколько велика разница между ними. Аллаху — слава так как достойно Его. Здесь не место для подробного разбора доказательств и обоснования сказанного.

Затем Аллах, да пречист он от всех недостатков, послал Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям) с Исламом, который и есть «Прямой Путь» и обязал всех людей просить наставления на этот путь во всех намазах (путем прочтения Фатихи,) где Он описывается как путь тех, кому Аллах дал милость, то есть путь пророков, сиддикъов (правдивейших, всегда подтверждающих истину), шахидов и праведников; путь, отличный от пути «Попавших под гнев» (иудеев) и «Заблудших» (христиан).

—————————————————————————————-

1. См. Словарь в конце книги. (Иностранец, чужеземец, не араб)

2. Выражение взято из длинного хадиса, который передал Муслим: ‹Аллах воззрел жителей земли и был в гневе на них всех, кроме остатков Людей Писания› — (Муслим, 2865; 4/2197).

3. До прихода Корана, Евангелие было действующей, неотмененной книгой, но впоследствии ее текст исказили люди. Что касается Торы, то в основном все положения шариата Мусы были действующими, кроме некоторых положений, которые отменил Иса, и ее текст также был искажен иудеями. Остальные книги были отменены Торой и Евангелием.

Часть 3

Кто такие «Попавшие под гнев» и «Заблудшие»

 

Сказал Адий бин Хатим1 (р.а.): Я пришел к посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) в то время как он сидел в масджиде. Люди начали показывать на меня: «Вот Адий бин Хатим пришел». Я был без какого-либо амана2 или охранной грамоты. Когда меня провели к нему, он взял меня за руку. А я до этого помолился Аллаху, чтобы он соединил его руку с моей. Какая-то женщина, с ребенком завидев его, сказала:

«У нас к тебе есть просьба». Он удовлетворил ее просьбу, затем взял меня за руку и пошел со мной домой. Девочка подала ему подушку, он сел на нее, а я уселся напротив него. Он вначале восславил Аллаха, воздал Ему хвалу, затем сказал: Что мешает тебе сказать «Нет божества, кроме Аллаха»? Разве ты знаешь, какое-нибудь божество, кроме Аллаха. Я ответил: Нет (не знаю). Затем он какое-то время побеседовал, после чего сказал: Что мешает тебе сказать «Аллах превелик». Разве ты знаешь кого-то более великого?

Я ответил: Нет (не знаю). Сказал посланник:

«Действительно, иудеи — „попавшие под гнев“, а христиане — „заблудшие“3.

Я сказал: Тогда я (становлюсь) ханифом муслимом. Я увидел, что лицо посланника (Салляллаху алейхи уа саллям) расплылось в улыбке от радости.

У хадиса есть еще длинное продолжение. Хадис передал ат-Тирмизи, и сказал, что хадис с хорошим, одиночным иснадом4.

Смысл этого хадиса подкрепляется книгой Аллаха.

Сказал Аллах, пречист он от всех недостатков, (про иудеев):

قُلْ هَلْ أُنَبِّئُكُم بِشَرٍّ مِّن ذَٰلِكَ مَثُوبَةً عِندَ اللَّهِ ۚ مَن لَّعَنَهُ اللَّهُ وَغَضِبَ عَلَيْهِ وَجَعَلَ مِنْهُمُ الْقِرَدَةَ وَالْخَنَازِيرَ وَعَبَدَ الطَّاغُوتَ.

„Скажи: ‹Не сообщить ли мне вам о тех, кто получит более худшее воздаяние от Аллаха? Это — те, кого Аллах проклял, на кого Он в гневе, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту›. (5/60)

Контекст аята указывает на то, что здесь речь идет об иудях, а значит те, на кого Аллах в гневе это иудеи.

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ تَوَلَّوْا قَوْمًا غَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِم مَّا هُم مِّنكُمْ وَلَا مِنْهُمْ

«Разве ты не видел тех, которые сблизилсь (тауалля) с народом, на который разгневался Аллах? Они ни из вас, ни из них;» (58/14)

Все толкователи Корана сошлись в том, что здесь говорится о двуличных, которые сблизились с иудеями. Контекст аята также указывает на это.

ضُرِبَتْ عَلَيْهِمُ الذِّلَّةُ أَيْنَ مَا ثُقِفُوا إِلَّا بِحَبْلٍ مِّنَ اللَّهِ وَحَبْلٍ مِّنَ النَّاسِ وَبَاءُوا بِغَضَبٍ مِّنَ اللَّهِ

«Удел их — унижение, где бы ни находились, кроме как только не с вервью (защитой) Аллаха и не с вервью (защитой) людей. Они оказались под гневом Аллаха» (3/112)

Здесь тоже объявляется, что иудеи под гневом Аллаха5.

Вот, что сказал Аллах про христиан:

لَّقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ ثَالِثُ ثَلَاثَةٍ … قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ غَيْرَ الْحَقِّ وَلَا تَتَّبِعُوا أَهْوَاءَ قَوْمٍ قَدْ ضَلُّوا مِن قَبْلُ وَأَضَلُّوا كَثِيرًا وَضَلُّوا عَن سَوَاءِ السَّبِيلِ

«Стали неверными те, кто сказал, что Аллах третий из троицы … Скажи: О люди Писания! Не чрезмерствуйте в вашей религии в обход истины и не следуйте страстям людей, которые и сами сбились, и сбили много других; причем сбились они, будучи на прямом пути». (5/73-77)

يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ وَلَا تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ إِلَّا الْحَقَّ ۚ إِنَّمَا الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ رَسُولُ اللَّهِ وَكَلِمَتُهُ

«О люди Писания! Не чрезмерствуйте в вашей религии и не говорите ничего, кроме правды. А правда в том, что Мессия Иисус сын Марии (только) посланник Аллаха и его слово (Будь)». (4/171)

То есть характерная черта иудеев это недобор в истине, а христиан — перебор в ней. Есть много причин, явных и скрытых, того, что иудеи поражены гневом, а христиане заблуждением (джахлям), которых мы сейчас не будем касаться, но суть дела в следующем:

Сущность куфра иудеев в том, что у них есть знание, но нет действия, а куфр христиан в том, что у них нет знания, но есть действие, несмотря на отсутствие знания. То есть иудеи знают истину, и иногда признают ее на словах, но не следуют ей на деле. Христиане же (чрезмерствуют и стремясь угодить Аллаху, сами себе придумывают религиозные положения и тем самым) говорят от имени Аллаха то, чего не знают; и усердствуют в (этих придуманных) многочисленных поклонениях без утверждения их шариатом Аллаха.

Поэтому то Суфьян ибн Уайна6 и другие салафы бывало говорили:

من فسد من علمائنا ففيه شبه من اليهود! ومن فسد من عبّادنا ففيه شبه من النصارى

«Скверные ученые из нашей уммы чем-то похожи на иудеев, скверные подвижники (предающие себя полностью только бидаадским поклонениям) из нашей уммы чем-то похожи на христиан».

Здесь не место сейчас для подробного объяснения этого, вернемся к нашей теме:

Нужно знать, что хоть Аллах и запретил (шариатской волей) следовать их пути, но исполнилась бытийная воля Аллаха о том, что было предопределено в знании Аллаха (что все таки пойдет путем иудеев и христиан), как об этом и сообщил посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям).

Передается в обоих сахихах (Бухари и Муслима) от Абу Саʼида аль-Худри (р.а.):

لتتبعن سنن من كان قبلكم حذو القذة بالقذة حتى لو دخلوا جحر ضب لدخلتموه. قالوا: يا رسول الله اليهود والنصارى؟ قال فمن؟

Сказал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Вы непременно точь в точь повторите пути тех, кто был до вас. Если они вошли в норку ящерицы, то и вы туда войдете». Его спросили: «(Пути) иудеев и христиан?». Он ответил: «Ну а кого же еще?»7.

Передал Бухари в своем сахихе от Абу Хурарйры8 (р.а.):

لا تزال طائفة من أمتي ظاهرة على الحق حتى تقوم الساعة

لا تقوم الساعة حتى تأخذ أمتي مأخذ القرون، شبرا بشبر، وذراعا بذراع «. فقيل: يا رسول الله، كفارس والروم؟ قال: ومَن الناس إلا أولئك؟.

Сказал пророк Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Не наступит Судный день пока моя умма пядь за пядью, локоть за локтем не переймет обычаи прежних времен». Спросили: «О посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям)! Типа обычаев персов и византийцев?» Ответил посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «А что есть кто-то еще?»9

Таким образом посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сообщил, что в его умме будет распространено подражание иудеям и христианам, то есть людям писания, а также персам и византийцам, то есть чужеземцам (аджамам). Посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) запретил подражание как первым, так и вторым. Нужно заметить, что хоть посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) и говорил про умму, он не подразумевал всю умму полностью, ведь передается от него таватуром10 хадис, как он сказал: «До самого судного дня всегда будет какая-нибудь группа, что находится на истине».11

Также сообщил посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям):

أن الله لا يجمع هذه الأمة على ضلالة

«Аллах не объединит эту умму на заблуждении»12.

لا يزال الله يغرس في هذا الدين غرسا يستعملهم في طاعته

«Аллах не перестанет выращивать в этой религии саженцы, которых направляет на пути подчинения Себе»13.

Резюмируя все эти хадисы, приходим к окончательному выводу, что среди этой уммы всегда будут люди, следующие путем посланника (Салляллаху алейхи уа саллям), а это и есть ислам в чистом его виде.

И будут те, кто отклоняется на какую-то долю от его пути в сторону религии иудеев; и те, кто отклоняется на какую-то долю в сторону религии христиан. (Мы сказали «на какую-то долю») потому, что необязательно, чтобы отклонившийся вошел из-за этого в куфр или нечестие. Ведь (в зависимости от вида и степени) отклонение может быть или куфром, или или нечестием (фискъ), или ослушанием (маьсъия) или промахом. Отклониться с прямого пути человека побуждает нафс (как это у иудеев, которые падки к мирскому) и побуждает шайтан, украшая и обманывая (как это у христиан, которые обмануты шайтаном). Поэтому против такого натиска рабу не остается ничего другого, как только постоянно молить Аллаха о наставлении на прямой путь без какого-либо отклонения в иудейство, и христианство.

————————————————————————————————

1. Полное имя Адий бин Хатим бин Абдуллах бин Сад ат-Таи — выдающийся сахаби. Принял Ислам в 6 г по хиджре. Еще до принятия Ислама отличался своим великодушием и щедростью. Был главой своего племени как в период джахилийи, так и после него. В день отступничества был из числа тех, кто не отступил от Ислама. Принимал участие в завоеваниях Ирака и других стран, затем поселился в Куфе. Участвовал в битве при Сыффине вместе с Али (да будет доволен Аллах ими обоими). Жил 120 лет, умер в 68 г. по Хиджре. См. Аль-Исаба фи тамйиз ас-Сахаба, 2/468—469, 5475)

2. Предоставление гарантии чьей-либо неприкосновенности жизни и имущества.

3. Аллаху алям, это реакция посланника (Салляллаху алейхи уа саллям) на то, что Адий бин Хатим, будучи христианином, не смог отвергнуть слова истины. Это показывает, что он не упорствовал, а заблуждался из-за отсутствия знания, как большинство христиан, в отличие от иудеев, которые в такой же ситуации отказались бы сознаться в истине из-за гордости и упрямства.

4. Сунан ат-Тирмизи, раздел Тафсир Корана, глава Тафсир Фатихи, 2953; 5/202, 203, 204. Тирмизи сказал: ‹Иснад хороший, одиночный в такой форме передается только от Саммака бин Харба›. У хадиса много других подтверждающих его более коротких хадисов. См. Муснад Ахмада, 4/378

5. Об этом также в аятах: 2/90, 2/61, 7/152, 60/13

6. Имам Суфьян бин Уайна бин аби Имран, вольноотпущенник Бану Хиляль. Прозвище Абу Мухаммад. Родился в Куфе в 107 г. по хиджре. Надежность его как передатчика хадисов подтверждена и многие его хадисы берутся доказательством. В свое время был хадисоведом в Мекке. Об уровне его знания говорят слова имама Шафиʼи: «Если уйдут Малик и Суфьян в Хиджазе исчезнет знание». Жил и умер в Мекке в 198 г.х., прожив 91 лет. См. Ат-Табакъат аль-Кубра, Ибн Сад (5/497) и Аль-Алям, Зирикли (3/105).

7. Этот хадис часто встречается в сахихах, сунанах и муснадах.В двух сахихах он тоже встречается в разных формах, но именно версии со словами «точь в точь» (حذو القذة بالقذة) я не нашел (Возможно это промах Ибн Таймии). Общий с небольшой разницей в выражениях хадисот Абу Саʼида аль-Худри (р.а.), что встречается в обоих сахихах, звучит так:

لتتبعن سنن من كان قبلكم شبرا بشبر وذراعا بذراع

«Пядь за пядью, локоть за локтем (мера длины) вы непременно пойдете путями тех, кто был до вас».

См. Бухари, раздел И тисам, глава о словах пророка Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) «Вы непременно пойдете путями тех, кто был до вас», хадис 7320; Фатхуль-Бари, 13/300; Муслим, раздел Знание, глава следование путям иудеев и христиан, 2669, 4/2054. Выражение «точь в точь» тоже встречается, но в муснаде Ахмада, 4/125 и в «Джамиуль-Усуль» Ибн Асира от Разина, 10/34.

8. Выдающийся сахаби (Абу Хурейра) Абдур-Рахман бин Сахр ад-Дуси. Принял ислам в 7 г.х.. Неотлучно пребывал с посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) и прислуживал ему, почему и передал больше хадисов чем все другие сахабы, а именно 5374 хадиса. Был из людей асхабус-суффа. Как то он пожаловался посланнику (Салляллаху алейхи уа саллям) на плохую память и тот приказал ему расстелить плащ. Он расстелил плащ, а затем собрал его, после чего по его словам он не забыл ни одного хадиса. Умар послал его в Бахрейн. Затем он проживал в Медине, и там по более известному преданию умер в 59 г.х. См. Аль-Бидая уан-Нихая, Ибн Касир, 8/103-114; Асадуль-Габа, 5/315-316.

9. Бухари, раздел Итисам, глава о словах пророка Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) «Вы непременно пойдете путями тех, кто был до вас», хадис 7319; Фатхуль-Бари, 13/300;

10. Настолько большим количеством передач, что невозможно представить, что эти передатчики могли бы договориться во лжи.

11. Эта весть передается во многих достоверных, распространенных хадисах, передаваемых в сборника Бухари, Муслима, Ибн Маджи, Хакима в своем Мустадраке, Ахмада в своем муснаде, Тирмизи, и многих других. Ограничимся указанием на те, что переданы в двух сахихах. Хадис передал Бухари, раздел достоинств, глава 27, хадис 3640; Фатхуль-Бари, 6/632; 7311, 7311, 7459, 3641; Муслим, 1920, 1921, 1037

12. Хадис передал Тирмизи от Ибн Умара (р.а.): Сказал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Поистине Аллах не объединит мою умму — или же сказал: умму Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям) — на заблуждении. Рука Аллаха с джамаатом, что на истине, и кто отошел от него, тот отошел в огонь». Раздел смут, глава о непрерывности джамаата, 2167, 4/466. Тирмизи сказал, что хадис в такой форме одиночен. Но есть похожие хадисы, подтверждающие его, в Мустадраке Хакима, 1/115-116, в ас-Сунне Ибн абу Асъима, 80, 82, 83, 84, 85, стр. 39, 41, 42. Этот хадис привел Суютъи в «Малом собрании» с дополнением: «Рука Аллаха на истинном джамаате, и кто отошел от него, тот отошел в огонь». Суютъи сказал, что цепочка хадиса хорошая. См. Джамиус-Сагъир, 1/278, 1818. Подобный хадис есть в муснаде от Абу Зарра: «Поистине Великий и Могучий Аллах не объединит эту умму ни на чем, кроме истины», 5/145. Также сунан Дарими во введении, глава «О том, что дано Мухаммаду (Салляллаху алейхи уа саллям) из достоинств, и одно из них то, что «Аллах не объединит их в заблуждении», 1/29.

13. Передает Ибн Маджа во Введении, глава о следовании сунне посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), хадис 8, от Абу Унбы аль-Хауляни (р.а.), что он слышал, как посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) говорил: «Аллах не перестанет выращивать в этой религии саженцы которых направляет на пути подчинения себе» 1/5. Такой же хадис тоже от Абу Унбы аль-Хауляни передается в муснаде Ахмада, 4/200. Я не встретил оценки этого хадиса имамами, но среди передатчиков нет слабого передатчика, из-за которого хадис мог бы быть непринятым.

 

Часть 4

Некоторые болезни ахлюль-китаба и аджамов,

которыми заразились некоторые мусульмане.

Здесь я хочу указать на некоторые болезни людей писания и аджамов, которые поразили и эту умму, дабы муслим-ханиф мог остеречься и не сбиться с прямого пути в сторону путей Попавших под гнев или Заблудших.

Болезни попавших под гнев (иудеев).

1. Зависть

Сказал Аллах, пречист Он от недостатков:

وَدَّ كَثِيرٌ مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَوْ يَرُدُّونَكُم مِّن بَعْدِ إِيمَانِكُمْ كُفَّارًا حَسَدًا مِّنْ عِندِ أَنفُسِهِم مِّن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ الْحَقُّ

«Очень хотели бы многие из людей писания обратить вас в неверных после вашей веры. Им уже стала ясна истина, но они хотят так сделать только из зависти в них самих». — 2/109.

Здесь Аллах осудил иудеев за их зависть к прямоте и знаниям верующих. Некоторые из тех, кто выдает себя за ученого, и другие из нашей уммы также питают некоторого рода зависть к тем, кому Аллах дал полезное знание или праведное знание. Такая зависть полностью порицаемая черта нрава (в отличие от ревности) и она характерна для типа «попавших под гнев».

2. Скупость в знании и сокрытие его.

Сказал Аллах, пречист Он от недостатков:

إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالًا فَخُورًا. الَّذِينَ يَبْخَلُونَ وَيَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبُخْلِ وَيَكْتُمُونَ مَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ

«Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив [высокомерных] (и) хвастлив. Которые скупятся, и приказывают людям скупость, и утаивают то, что даровал им Аллах из Своей милости» — (4/36-37)

Здесь Аллах обозначил их качество скупости. Вообще скупость может как в знании, так и в имуществе. 

Но контекст указывает на то, что здесь больше подразумевается скупость в знании. Поэтому-то в других аятах подчеркнута эта их особенность:

وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلَا تَكْتُمُونَهُ

«И вот взял Аллах с тех, кому даровано писание, завет: «Вы будете разъяснять его людям и не будете скрывать»». — (3/187)

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَىٰ مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ ۙ أُولَٰئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا

«Поистине, те, которые после того, как Мы разъяснили это людям в писании, скрывают ясные доказательства и прямое руководство, что Мы ниспослали, — таких проклинает Аллах и проклинают проклинающие». — (2/159-160)

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ الْكِتَابِ وَيَشْتَرُونَ بِهِ ثَمَنًا قَلِيلًا ۙ أُولَٰئِكَ مَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ إِلَّا النَّارَ

«Поистине, те, которые скрывают то, что низвел Аллах из писания, и покупают за это малую цену,

— они набивают в свои животы только огонь» — (2/174)

وَإِذَا لَقُوا الَّذِينَ آمَنُوا قَالُوا آمَنَّا وَإِذَا خَلَا بَعْضُهُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ قَالُوا أَتُحَدِّثُونَهُم بِمَا فَتَحَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ لِيُحَاجُّوكُم بِهِ عِندَ رَبِّكُمْ ۚ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

«И когда встречали они тех, которые уверовали, то говорили: «Мы уверовали!» А когда сходились друг с другом наедине, то говорили: «Неужели вы рассказываете им то, что открыл вам Аллах, чтобы у них был довод против вас перед вашим Господом?» Разве вы не понимаете?» — (2/76)

То есть характерной особенностью «попавших под гнев» является сокрытие знаний. Причем делают они это по разным причинам: иногда просто из скупости к знанию, иногда скрывают, чтобы потом потребовать за его раскрытие мирскую награду, иногда из нежелания давать козырь против себя.

Некоторых так называемых ученых тоже поразила эта беда. Одни скрывают потому, что жадничают и не хотят, чтобы кто-то другой достиг такой же степени в познаниях, что и они. Другие скрывают ради имущества и власти, опасаясь, что открытие знания ослабит их власть или уменьшит имущество. Иногда же бывает так, что человек разногласит с другим в каком-то вопросе; или состоит в мазхабе, мнение которого не совпадает с мнением его оппонента. И вот он, не будучи точно уверен, что в неправоте его оппонента, скрывает часть знания, где есть доказательства в пользу оппонента.

Верно сказали про таких Абдур-Рахман бин Махди1 и другие: أهل العلم يكتبون ما لهم وما عليهم، وأهل الأهواء لا يكتبون إلا ما لهم

«Настоящие ученые упоминают и то, что в их пользу, и то, что против них (,объясняя неувязку в доказательствах). Приверженцы страстей же упоминают только то, что в их пользу (имея целью доказать только свою правоту, а не найти истину, рассматривая все доказательства)».

Мы не задались здесь целью подробно разбирать, что является фардом, а что желательным в этом (оглашении знаний), но просто хотим обратить внимание на ряд моментов, дабы размышляющий мог охватить тему, насколько ему даст Аллах.

3. Пристрастность.

Сказал Всевышний Аллах:

وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ آمِنُوا بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا نُؤْمِنُ بِمَا أُنزِلَ عَلَيْنَا وَيَكْفُرُونَ بِمَا وَرَاءَهُ وَهُوَ الْحَقُّ مُصَدِّقًا لِّمَا مَعَهُمْ

«Когда им говорят: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Мы веруем (только) в то, что было ниспослано нам». Тем самым они отвергают то, что кроме этого (Откровение, пришедшее Мухаммаду Салляллаху алейхи уа саллям), хоть это и будет истиной, подтверждающей правдивость того, что есть у них (Торы)». (2/91)

До этого же говорится в Коране:

وَكَانُوا مِن قَبْلُ يَسْتَفْتِحُونَ عَلَى الَّذِينَ كَفَرُوا فَلَمَّا جَاءَهُم مَّا عَرَفُوا كَفَرُوا بِهِ

«А до этого они намеревались одержать победу над неверными (посредством посланника, которого им пошлет Аллах). И когда пришел к ним (этот посланник,) истинность которого они знали, то отвергли его» . (2/89)

Здесь Аллах поведал, что «попавшие под гнев» еще до прихода пророка знали об истине, но когда он пришел к ним и стал призывать к истине, они только из-за того, что он не из круга, которого они хотели, отвергли его и не подчинились ему. То есть они принимают только ту истину, которая исходит от того, кто принадлежит их кругу, хотя по их убеждениям это тоже истина.

Этой болезнью поражены многие из тех, кто последовал за какой-нибудь определенной школой фикха (т.е. мазхабовцы) или школой суфизма (всякие тарикаты), или последовал за какой-либо школой другой направленности (мутазилизм, ашаризм и др.), а также те, кто последовал какой-либо личности, которую они посчитали авторитетом, кроме пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Они не принимают никакое религиозное мнение или предание, кроме того, что приняла их группа. Зачастую они не знают даже, что является обязательным с точки зрения их группы. Ислам считает обязательным следование истине, будь-то мнение или предание, откуда бы она не пришла, без назначения конкретного лица или группы (только от которого можно принимать), кроме посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям).

4. Искажение слов и смысла.

Сказал Аллах про «попавших под гнев»:

مِّنَ الَّذِينَ هَادُوا يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَن مَّوَاضِعِهِ

«Среди тех, кто стал иудеям, есть такие, кто искажает слова, сдвигая их с настоящего места и смысла». (4/46)

وَإِنَّ مِنْهُمْ لَفَرِيقًا يَلْوُونَ أَلْسِنَتَهُم بِالْكِتَابِ لِتَحْسَبُوهُ مِنَ الْكِتَابِ وَمَا هُوَ مِنَ الْكِتَابِ

«А среди них есть такие, которые своими языками искажают писание, чтобы вы это (искаженное) сочли писанием, хотя это не писание» (3/78)

Искажение бывает двух видов: Искажение формы и искажение смысла.

Искажение смысла (даже и ненамеренное) встречается очень часто среди представителей этой уммы.

Что касается искажения формы, то многие впали в этот вид искажения, когда изменили фразы и словесные обороты посланника (Салляллаху алейхи уа саллям), или когда передали неприемлемые предания.

Хотя конечно знатоки хадисов отсеяли это. Некоторые даже осмелились покуситься на искажение Корана, хотя это в принципе невозможно (из-за гарантии Аллаха о сбережении Корана).

Упомянуто в аяте 3/78 искажение языком, чтобы подумали, что это от Аллаха. Именно это и делают те, кто придумывает хадисы от имени посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), или приводит в доказательство то, что не является на самом деле доказательством. Это были только некоторые примеры из испорченного нрава иудеев. Тот, кто поразмышляет над книгой Аллаха и сунной Его посланника, а затем видением веры взглянет на положение уммы, может увидеть еще много подобных сходств.

Болезни заблудших (христиан).

1. Крайность в отношении пророков и праведников.

Сказал Аллах, да пречист Он от всех недостатков:

يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ وَلَا تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ إِلَّا الْحَقَّ ۚ إِنَّمَا الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ رَسُولُ اللَّهِ وَكَلِمَتُهُ أَلْقَاهَا إِلَىٰ مَرْيَمَ

«О люди Писания! Не чрезмерствуйте в вашей религии и не говорите ничего, кроме правды.

А правда в том, что Мессия Иисус сын Марии (только) посланник Аллаха и Его слово (Будь)». (4/171)

لَّقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ

«Вошли в неверие те, кто сказал, что Бог это Мессия сын Марии». (5/17)

Точно также крайность во отношении пророков и праведников допустили заблудшие подвижники (слепые последователи) и суфисты. Даже они пошли еще дальше и приняли еще более мерзкие убеждения — хулюля2 и иттихада3.

2. Взятие духовенства законодателями.

Сказал Всевышний Аллах:

اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ

«Они взяли своих ученых и священников господами, помимо Аллаха, а также и Мессию, сына Марии». (9/31)

Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) растолковал этот аят Адию бин Хатиму тем, что:

أحلّوا الحرام فأطاعوهم، وحرموا عليهم الحلال فاتبعوهم

«Они разрешили им харам, а те подчинились им; они запретили им халяль, а те последовали им»4.

Многие подвижники (слепые последователи) и богомольцы (захиды) повинуются всему, что приказал их авторитет, даже если его приказ содержит разрешение харама или запрещение халяля.

 

3. Отшельничество (т.е. чрезмерность в ибадате «зухд»).

Сказал Аллах, пречист Он от всех недостатков, о «заблудших»:

وَرَهْبَانِيَّةً ابْتَدَعُوهَا مَا كَتَبْنَاهَا عَلَيْهِمْ إِلَّا ابْتِغَاءَ رِضْوَانِ اللَّهِ

«А отшельничество (монашество) они ввели сами. Мы не предписывали им этого, но прибегли они к нему, чтобы снискать довольство Аллаха» — (57/27)

Только Аллах знает, насколько некоторые группы мусульман погрузились в бидаат отшельничества.

 

4. Воздвигать масджиды на могилах.

Сказал Аллах, пречист Он от всех недостатков:

قَالَ الَّذِينَ غَلَبُوا عَلَىٰ أَمْرِهِمْ لَنَتَّخِذَنَّ عَلَيْهِم مَّسْجِدًا

«Сказали те, которые одержали верх в их деле: «Устроим мы над ними мечеть! «»

«Заблудшие», как впрочем и «попавшие под гнев» возводят мольбища над могилами пророков и праведников. Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) при разных обстоятельствах, и даже при смерти запретил это своей умме. Несмотря на это, многие из этой уммы поражены этим.

5. Занятия музыкальным и изобразительным искусством.

Мы видим, что большая часть религиозных служений «заблудших» состоят из занятий музыкой и изобразительным искусством5.

Этому они придают собственно большее значение, чем богослужению (Таухиду). Ты увидишь, что эта умма тоже заразилась слушанием мелодий, музыки, касыд (ан-нашидов), якобы для того, чтобы повысить свой духовный уровень6.

6. Предубежденность и необъективность.

Сказал Аллах, пречист Он от всех недостатков:

وَقَالَتِ الْيَهُودُ لَيْسَتِ النَّصَارَىٰ عَلَىٰ شَيْءٍ وَقَالَتِ النَّصَارَىٰ لَيْسَتِ الْيَهُودُ عَلَىٰ شَيْءٍ وَهُمْ يَتْلُونَ الْكِتَابَ

«И сказали иудеи: «Христиане — ни на чем!» И говорят христиане: «Иудеи — ни на чем!»

А ведь они (обе группы) читают писание». — (2/113)

Аллах сообщил, что каждая из двух религиозных групп полностью отвергает то на, чем держится другая7.

Ты обнаружишь, что факихи (специалисты по исламскому праву), когда видят суфистов и богомольцев, считают их полностью безосновательными, пустым местом и ничтожеством. Они считают, что в их убеждениях нет ничего стоящего и истинного. Той же монетой им платят и суфисты, считая пустым их научные занятия шариатским правом. Они (суфисты) полагают, что кто присоединяется к ним (т.е. к этим факихам и к их сухим формальностям права), теряет духовную связь с Аллахом.

Правильный же подход же состоит в следующем:

В обеих группах может быть и ложь и правда. Все, что соответствует Корану и Сунне, независимо от того в какой это группе, есть истина. А все, что противоречит Корану и Сунне, есть ложь, в какой бы группе это не было.

(Итак, мы перечислили то чем заразилась эта умма от людей писания). Что касается перенятая от персов и греков, то в этой умме есть многочисленные следы персидского и греческого влияния как в убеждениях, так и в деяниях. Это не укроется от верующего, который знает, каков Ислам был вначале (у саляфов), и какие нововведения в него потом вошли.

Мы не задались здесь целью просто перечислить все случаи уподобления «попавшим под гнев» и «заблудшим», которые произошли в этой умме. Ведь тот, с кем это произошло, может быть прощен (если не дошло до куфра) из-за своего ошибочного иджтихада, или же его праведные деяния стерли скверные.

Наша цель дать понятие о том, насколько жизненно важно для раба все время равнять себя на прямой путь и (наша цель) дать ему примеры, основываясь на которые он смог бы понимать, что является схождением с пути, чтобы беречься этого.

——————————————————————————————

1. Имам Абдур-Рахман бин Махди бин Хассан аль-Анбари, прозванный жемчужиной Басры родился в 135 г. х. в Басре. Был одним и крупнейших салафских ученых, авторитетный хадисовед, богобоязненный и праведный человек. Сказал про него имам Шафии: «Я не знаю ему равных». Умер так же в Басре в 198 г. х.. (См. Ибн Джазари, Альбаб фи тахзибиль-ансаб, 3/135, 136; и Ибн Хаджар, Тахзибут-Тахзиб, 6/279-281; 549)

2. Убеждение, что Аллах воплощаться в каком-нибудь отдельном творении.

3. Убеждение, что Аллах воплощен во всех творениях.

4. Из хадиса, переданного ат-Тирмизи, раздел Тафсир Корана, глава, тафсир суры ат-Тауба, хадис 3095. 5/278. Сказал Тирмизи, что хадис одиночный. Также (см. Тафсир Ибн Джарира ат-Табари, 10/80)

5. Церковная музыка, хор, песнопения, иконопись, графика и др.

6. Суфисты прослушиванием музыки доводят себя до определенного экстатического состояния души, которое они считают за приближенность к Аллаху и богобоязненность. Раз, попробовав это состояние, они не могут его оставить. Это как наваждение (связанное с джинами). Возможно, некоторые из вас ощущали такой подъем духа при патриотических речах, гимнах. Когда могут наворачиваться слезы на глаза. Человек думает, что это проявление благости, на самом деле это наваждение от шайтана (джина), которого нужно беречься. Человек даже с крепкой верой может не устоять и поддаться влиянию воодушевления и экзальтации. Поэтому-то надо избегать таких сборищ, которые оказывают такое действие. Например: гимны, песнопения, шаманская музыка и танцы, футбольные гимны и экстаз, джахилийские празднества.

7. У иудеев и христиан друг к другу классовая вражда. Они принимают лишь то, что принимали их предки. Их ориентир не истина от Аллаха, а принадлежность к своему кругу. Иудеи отвергли Иисуса и Евангелие, Христиане отвергли закон Моисея и необходимость следовать ему. Мусульмане же уверовали в Аллаха и Ему предаются и признают, все, что от него, не разделяя в какой бы группе это не было: «Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, И Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не разделяем между кем-либо из них, ведь мы предаемся Ему»»  (3/83).

Часть 5

Почему нужно противодействовать.

Прямой путь является целостной системой и содержит в себе внутреннюю сторону и внешнюю. 

Внутренняя сторона — это такие дела сердца и разума, как убеждения, воля и тому подобное.

Внешняя сторона — состоит из таких внешних деяний, как слова и дела. Причем внешние деяния бывают двух видов:

1)      Ибадаты (поклонения)1.

Адаты (неритуальные деяния обычного уклада жизни, привычки, обычаи, основанные на целесообразности, пользе). Сюда относятся привычки в еде, питье, одежде, семейной жизни, домохозяйстве, собраниях, расставаниях, поездках, постоянном пребывании на месте, использовании транспорта и так далее.

Между этими внешними и внутренними деяниями есть тесная взаимосвязь и соответствие. Такие действия сердца, как сознание и чувства, вызывают соответствующие внешние деяния, и наоборот, внешние дела вызывают соответствующее состояние ума и чувств2.

Аллах послал Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) с мудростью (целесообразным, закономерным, причинно обусловленным и обоснованным шариатом), то есть с сунной3. Сунна это и есть сам Шариат, свод законов жизни, установленных Аллахом. Отличие наших убеждений и поступков от пути «попавших под гнев» и «заблудших» является шариатским постановлением, а значит оно обоснованно (имеет свою причину и подоплеку). По этой причине нам и приказано противодействовать им во внешнем образе действий, даже если многие и не понимают вред соответствия им в делах.

Вот одно из мудрых обоснований этого приказа:

Общность во внешнем образе поведения двух лиц порождает соответствие и сходство между ними, что в свою очередь приводит к общности и единству в характере и действиях. Этот факт подтверждается наблюдениями и опытом. Так, например, облачившийся в одеяние людей науки человек, чувствует в себе влечение к ним. Точно также, одевший бойцовскую одежду находит в себе чувства и черты характера, присущие им.

Природа человека такова, что неизбежно склоняется к этому. Если нет каких-либо исключительных факторов противодействия, то это всегда происходит4.

Вот другое обоснование:

В деяниях иудеев и христиан есть фактор, который сделал их «попавшими под гнев» и «заблудшими».

И если мы будем противодействовать их делам, то таким образом убережемся от тех факторов, которые привели их к гневу Аллаха и заблуждению. Одновременно с этим, мы будем делать те вещи, которые привели праведников к наставлению и милости Аллаха. Тем самым мы перейдем границу, которая отделяет спасшуюся армию Аллаха, что под его покровительством, от Его врагов, что лишились его покровительства и потерпели убыток. Поэтому верна следующая закономерность:

Чем сердце человека живее и восприимчивее (к вере), и чем больше он постиг самую суть Ислама, — я не говорю о просто формальных проявлениях Ислама, — тем он последовательнее и строже в деле отдаления от иудеев и христиан, как внутренне, так и внешне; и тем он дальше от того, чтобы носить их характерные черты, перенятые частью мусульман.

Вот еще одно обоснование: 

Внешнее сходство влечет за собой слияние во внешнем облике, так, что становится невозможным внешне различить тех, кто на прямом пути (т.е. мусульман) от «попавших под гнев» и «заблудших». Есть и другие мудрые причины этого шариатского принципа.

Все, что мы говорили, касается скверности уподобления самого по себе, без учета греховности самого действия, то есть уподобления в разрешенных делах. А если соответствие будет в деянии, которое касается их куфра, то есть если деяние будет одним из видов куфра, тогда и соответствие им в этом будет соответствием в одном из видов греха5. Это правило нельзя упускать из вида (при оценке деяний).

——————————————————————————

1. Ритуальные слова и деяния, обряды вроде молитвы, намаза, тавафа и тому подобное. К ним нельзя ничего ни прибавить, ни убавить, руководствуясь къиясом или пользой. Изначальным там является неизменность и запретность изменения. В отличие от адатов, где изначальным является свобода и выбор в зависимости от кияса, логики и пользы. Кто начнет ограничивать свободу выбора в них тот начал освящать их, кто делает их обязательным или желательным не на основе мирской пользы, тот придумал новую религию, или сделал нововведения. В адатах нововведения не порицаемы, в ибадате же нововведения порицаемы, потому, что берутся от Аллаха, и они священны.

2. Этими пояснениями Ибн Таймия хочет указать на опасность перенятия привычек и дел неверных. Кто-то может сказать, что мы, мол не берем их веру и чувства, поэтому ничего плохого нет в том, что мы переймем какой-нибудь обычай. Но все не так просто. Ведь свои дела они делали под руководством своего духа и настроя, источником которого является их куфрская религия и убеждения. И если мы их возьмем, то взаимная связь, о которой говорит Ибн Таймия, сработает, и их дела в какой-то мере приведут нас в то внутреннее состояние куфрского сознания и духа, в котором неверные делали свои дела. То есть их дела были порождены куфрским духом, и сами в свою очередь вызывают тот куфрский дух. Конечно, не во всех случаях их дела напрямую вводят в куфр, но минимум уже на какую-то долю вводят нас в какую-то долю приобщенности к ним. Этого достаточно для того, чтобы стремиться противодействовать им во всем. Ибн Таймия будет пояснять, в каких случаях перенятое вводит в куфр, в каких в харам, и так далее.

3. «Он — Тот, Кто отправил к простецам Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении». — (62/2). См. Также аяты 33/34, 2/129, 2/151, 3/164, 4/113, 2/231. Мудрость в этих аятах в тафсирах толкуется как сунна и шариат. Значит, шариат есть мудрость, то есть его законы не просто формальность, но все они обоснованы, и имеют известные и неизвестные нам мудрые причины.

4. Ибн Таймия хочет сказать, что изначально природа людей такова, и это общее правило для всех людей. Наличие же исключений не отменяет правило, потому что в шариате хукм всегда строится на основе общего, а не на основе исключений. Так, употребление алкоголя приводит к опьянению. Это общее правило, хотя есть и исключения (не пьянеющие сразу люди). Но при установлении хукма шариат не принимает их во внимание и строит общий для всех хукм запрета. Даже если человек не пьянеет, для него все равно запрещено употребление алкоголя. Точно также то, что человек не чувствует похоти при взгляде на обнаженную женщину, не отменяет для него запрета смотреть. Потому, что хукм — на основе общего.

5. То есть Ибн Таймия здесь говорил о греховности самого уподобления, без учета греховности деяния, в котором происходило уподобление. И если деяние разрешенное, тогда скверным будет только само уподобление. А если уподобление будет в греховном деле, тогда к греховности уподобления прибавляется греховность самого деяния. Если харам, то харам, если куфр, то куфр.

 

One response to “«Икътидаа Ас-Съираатъ Аль-Мустакъиим ли Мухаалифати асхаабиль-Джахиим»

  1. абу усама

    Апрель 18, 2014 at 5:09 дп

    ас саляму алейкум, а как можно эту книгу скачать? если есть возможность скиньте пожалуйста на почту. muslimdagislam@mail.ru

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: