RSS

«Усуль ас-Сунна» имам Ахмад ибн Ханбаль

5eEdTlV6LI4

 БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

أصول السنة — الإمام أحمد بن حنبل

«ОСНОВЫ СУННЫ»  имам Ахмад ибн Ханбаль (164-241 г.х.), да смилостивится над ним Аллах.


‘Абдус бну Малик аль-‘Аттар, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Я слышал, как Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль сказал:

«Основы Сунны в нашем понимании это:

— приверженность тому, на чем были сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и следование за ними;

— и оставление нововведений, так как каждое нововведение является заблуждением,

— а также оставление споров, и оставление общения с теми, кто следует страстям.

— Оставление споров и препирательств относительно религии.

Сунна в нашем понимании

– это то, что пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха).  Сунна разъясняет Коран и является толкованием Корана.  И нет в Сунне сравнения /къияса/, и не приводят для нее примеров и не постичь ее ни умом, ни чувствами. Поистине, должно быть  лишь прямое следование и оставление страстей.

И в Сунне есть нечто обязательное; и тот, кто оставит хоть малую часть из этого, не будет принимать ее и верить в нее, не является из приверженцев Сунны. А это:

— Вера в предопределение с его добром и злом, и вера в хадисы о нем; вера в предопределение, не задавая вопросов «как?» и «почему?» или «каким образом?» Поистине, должно быть только полное принятие и вера во все, что касается предопределения.

 И тот, кто не знает толкования какого-либо хадиса, и его разум не может постичь его, то пусть этим и ограничится. И он должен верить в него (этот хадис) и принимать его. Подобно хадису «Садикъу аль-Масдукъ» о создании из капли. Хадис единогласно (признан достоверным). И подобные ему хадисы о предопределении. То же самое касается и хадисов о видении (Всевышнего Аллаха в День Воскрешения), даже если это кажется неслыханным и чуждым для восприятия слушателя.

И поистине, он должен верить в эти хадисы, и не должен отвергать ни одной буквы из них. Подобно этому и в отношении других хадисов, которые передаются от заслуживающих доверия лиц.

— И не следует никому вести препирательства и споры, и не должен человек обучаться вести диспуты.

И поистине, разглагольствования в вопросах предопределения, видения Аллаха (в День воскрешения), Корана и других вопросах Сунны, порицаемы и запретны.  А тот, кто этим занимается, то даже если его слова являются правильными и соответствуют Сунне, не является из «ахлю ас-Сунна» до тех пор, пока он не оставит спор, не предастся и не поверит в то, что это пришло от саляфов (праведных предшественников).

— Коран – это слова Аллаха, и он не является созданным. И не бойся сказать, что Коран не является созданным. И поистине, слова Аллаха не являются чем-то отдельным от Него, и в них нет ничего такого, что являлось бы созданным. И остерегайся вступать в споры с теми, кто вводит нововведения в этом вопросе, и с теми, кто говорит о «произношении»/ляфз/, и тому подобном. И с теми, кто говорит: «Я не знаю, создан Коран или не создан, но поистине, он является словом Аллаха». Такой человек является приверженцем нововведений, подобно тому, кто говорит, что Коран является созданным. Однако поистине, Коран – это слова Аллаха, и он не является созданным.

— И вера в лицезрение (Аллаха) в День Воскрешения, как это передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных хадисах. И в то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел своего Господа.

(Т.е. видел Его своим сердцем, а не глазами, как на это указал шейхуль-Исалам Ибн Таймия в “Маджму’ аль-фатауа”, 6/509)

И в то, что это пришло от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и является достоверным. Сообщение об этом передает Къатада от ’Икримы от Ибн ’Аббаса, также это передал аль-Хакам бну Абан от ’Икримы от Ибн ’Аббаса, и передал это же ’Али бну Зейд от Йусуфа бну Михрана от Ибн ’Аббаса. И мы понимаем этот хадис на основе его явного содержания, как он пришел от пророка (мир ему и благословение Аллаха). И разглагольствования на этот счет являются нововведением. И мы верим в это, как это пришло в своем явном смысле, и не спорим ни с кем в этом вопросе.

— И вера в весы в Судный День,  как об этом пришло в хадисе: «Будет взвешен раб в Судный День, и не будет он весить даже крыла комара». И будут взвешены дела рабов, как это пришло в достоверных сообщениях. И необходимо верить в эти сообщения и принимать их, и отворачиваться от тех, кто отвергает что-либо из этого, а также оставлять препирательства относительно этих вопросов.

— И вера в то, что Аллах, Благословен Он и Велик, будет говорить с рабами в Судный День, и не будет между ними переводчиков.  И необходимо верить в это и принимать это.

— И вера в водоем (аль-Каусар).  Вера в то, что у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Судный День будет водоем, из которого будет пить его община. Ширина его, подобно его длине, — в месяц пути. Количество сосудов, из которой будут пить, равняется числу звезд на небе, как это пришло во множестве достоверных сообщений.

— И вера в мучения могилы,  и в то, что эта община будет испытана в могилах и спрошена об имане и исламе, и о том, кто их Господь, и кто их пророк. И придут к нему  (т.е. похороненному)  Мункар и Накир (два ангела), таким образом, как это пожелает Аллах, Благословен Он и Велик, и как Он этого захочет. И необходимо верить в это и принимать это.

— И вера в шафаат (заступничество) пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в то, что люди (из мусульман) выйдут из Огня после того, как будут сожжены и станут углем. После чего будет приказано бросить их в реку у дверей Рая, (и будет это так), как этого захочет и пожелает Аллах, и как об этом сообщается в достоверных сообщениях. Поистине, должна быть вера во все это и принятие этого.

— И вера в то, что аль-Масих ад-Даджаль выйдет, и будет написано у него между глаз «кафир». И вера в хадисы об этом, которые дошли до нас, и вера в то, что это случится.

 И то, что ‘Иса ибну Марьям u спустится и убьет его (т.е. аль-Масиха ад-Даджаля) у входа в город Людд.

— А «иман» (вера) – это слова и дела; увеличивается и уменьшается. Как это пришло в хадисе: «Наиболее полный иман у тех из верующих, у кого самые лучшие нравы».

—  И «тот, кто оставил молитву, впал в неверие», и нет из дел такого, оставление чего было бы неверием /куфром/, кроме молитвы. Тот, кто оставил ее, является неверным, и Аллах сделал дозволенным его убийство.

— И лучшие люди в этой общине после ее пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это Абу Бакр ас-Сыддикъ (да будет доволен им Аллах), затем ’Умар бну аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), потом ‘Усман бну ‘Аффан (да будет доволен им Аллах). Мы отводим этим троим первые места так же, как это делали сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и не разногласим в этом.

— Затем после этих троих – участники собрания /асхабу аш-шура/, их пятеро: ’Али бну Аби Талиб (да будет доволен им Аллах), Тальха (да будет доволен им Аллах), аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах), ‘Абдуррахман  бну ‘Ауф (да будет доволен им Аллах), Са‘д (да будет доволен им Аллах). Все они были достойны быть правителями, и все они имамы. И в этом мы обращаемся к хадису Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах):«Мы перечисляли (по степени достоинства) при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и других сподвижниках – Абу Бакра, потом ’Умара, потом ’Усмана, а затем замолкали».

— Затем после участников собрания /асхабу аш-шура/- следуют участники битвы Бадр из числа мухаджиров(сподвижников, которые переселились из Мекки в Медину), затем участники Бадра из числа ансаров(сподвижники пророка, жители Медины), а затем остальные сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по степени их переселения /хиджры/ и первенства (в принятии Ислама).

— Затем лучшими людьми после упомянутых являются остальные сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поколение, в которое он был послан. И тот, кто был вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) год, или месяц, или день, или даже час, или просто видел его, тот является из его сподвижников (если он умер на этом). И его степень зависит от того, сколько времени он был вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как рано он принял Ислам, как много слышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и как долго видел его.

И самый низкий по степени из сподвижников лучше, чем поколение, которое не видело посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), даже если они встретят Аллаха со всеми своими (праведными) делами.

Тот, кто был сподвижником пророка (мир ему и благословение Аллаха), видел его и слышал, и тот, кто видел его своими глазами, будь то даже один час, и уверовал в него, лучше, чем таби’ины, даже если последние и совершили все праведные дела, которые только могут быть.

— Послушание и подчинение предводителям и правителю верующих, будь он благочестивым или нечестивцем. И тот (мусульманин), кому перешла власть и вокруг которого собрались люди и довольны им, и тот (мусульманин), кто захватил власть над людьми мечом и стал таким образом правителем, называется повелителем правоверных /амир аль-муминин/.

 А военный поход ведется под руководством правителей, будь (правитель) благочестивым или нечестивцем, и не оставляются (войны).

—  И распределение трофеев, и приведение в исполнение наказаний,  все это делается с повеления правителей. И никто не должен их поносить или пытаться их свергнуть.

— И является дозволенным выплачивать им (т.е. правителям) обязательную милостыню /закат/, и (этот закат) является действительным. И тот, кто отдает ему закат, то его закат является действительным, независимо от того, является ли этот правитель благочестивым или нечестивцем.

— И пятничная молитва за ним или за его наместником /наиб/ дозволена, является полной и состоит из двух рака’атов. Тот, кто восстанавливает их, является приверженцем нововведений,  оставившим то, что пришло от саляфов, и противоречит Сунне. И нет ему никакого вознаграждения за пятничную молитву, если он не считает, что обязан молиться за правителями, какими бы они не были, благочестивыми или порочными. И Сунной является молиться с ними два рака’ата и иметь убеждение, что совершенная молитва является полной. И не должно быть в твоем сердце никакого сомнения относительно этого.

—  И тот, кто вышел против правителя из правителей мусульман, вокруг которого собрались люди и признают за ним власть, каким бы образом это ни произошло – будь то путем довольства людей или же силой – то этим он (т.е. тот, кто вышел против правителя мусульман) разбивает единство мусульман. И такой человек (своими действиями) противоречит хадисам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и если этот хариджит умирает на этом, то умирает смертью джахилии (как это было передано в хадисах).

—  И ни для кого не является дозволенным война с правителем мусульман или выход против него. И тот, кто делает это, является приверженцем нововведений и противоречит Сунне и пути (праведных предшественников).

— И сражение с ворами и хариджитами является дозволенным (даже если они и мусульмане), если они нападут на человека, посягая на его жизнь или имущество. И он (т.е. тот, на кого напали) может сражаться за свою жизнь и свое имущество, защищая их всеми доступными ему способами. А если они (т.е. воры или хауариджи) его оставили, то не следует гнаться за ними и преследовать их. Это может делать только имам или правитель мусульман (если понадобится). Тот, на кого напали, имеет право защищать себя (только) в том месте, где произошло нападение.

И он должен постараться никого не убить. А если все-таки напавший умрет от рук того, на кого он напал, и тот защищал свою жизнь и свое имущество в сражении, то пусть Аллах унизить этого убитого. Если же в такой ситуации будет убит защищающийся, то есть когда он сражается за себя и за свое имущество, то надеюсь, что он умер мучеником на пути Аллаха /шахид/.

И как пришло в хадисах и во всех сообщениях об этом: поистине, приказано сражаться с ними, однако не приказано убивать их или преследовать их. И не следует добивать его (т.е. вора или хауариджа), если он упал или ранен, и если защищавшийся взял его в плен, то нельзя его убивать или самому подвергать установленному для него по шариату наказанию, однако дело его предоставляется на рассмотрение правителя, и он уже решает, как с ним поступить.

 И мы не свидетельствуем ни для кого из мусульман, судя по его делам, в Раю он или в Аду. Мы надеемся, что праведник попадет в Рай, и в то же время боимся за него; и мы опасаемся за грешного мусульманина, но надеемся, что Аллах проявит ему милость.

 И тот, кто встретит Аллаха с грехами, за которые для него становится обязательным Огонь, кающимся и не упорствующим в своих грехах, то поистине, Всевышний Аллах простит ему. Аллах принимает покаяние от Своих рабов и прощает грехи.

 И тот, кто встретит Его, будучи наказанным, за свой грех в этой жизни, то это является искуплением для него. Как это пришло в хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

 А тот, кто встретит Его грешником и не покаявшимся в своих грехах, за которые полагается наказание, то дело его на усмотрении Аллаха, если пожелает, накажет его, а если пожелает, простит ему.

 Тот же, кто встретит Его неверным, то Он накажет его и не простит ему никогда.

 И забивание камнями для того, кто состоял в браке и совершил прелюбодеяние, является заслуженным, если он признался в этом или было доказано, что он это совершил.

 И побивал камнями (за прелюбодеяние) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и побивали камнями праведные халифы.

— И тот, кто порочит кого-либо из сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) или ненавидит их за что-то и говорит об их недостатках, является приверженцем нововведений до тех пор, пока не станет просить для всех них милости Аллаха, и не будет в его сердце неприязни к ним.

— И лицемерие /нифакъ/ является неверием /куфр/, а это – не веровать в Аллаха и поклоняться другому, и внешне выявлять Ислам, подобно лицемерам, которые были во время пророка (мир ему и благословение Аллаха).

— И слова его (мир ему и благословение Аллаха): «И тот, в ком соберутся три (признака), является лицемером»  служат устрашением и угрозой.

(Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё  обещание), а когда ему доверяются, он предаёт». аль-Бухари, 33; Муслим, 59; со слов Абу Хурайры.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предает, когда ему доверяют; лжет, когда рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо» аль-Бухари 34, Муслим 57.

В этих хадисах речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах, а не в сердце. Лицемерие бывает двух видов: большое и малое. Большое лицемерие – это лицемерие в сердце, когда человек проявляет веру, оставаясь неверным, и о таком виде лицемерия мог знать только пророк (мир ему и благословение Аллаха), ибо о положении сердец знает только Аллах, который ниспосылал откровения лишь Своим пророкам. Малое лицемерие – это лицемерие, указанное в хадисе. Это лицемерие являющееся большим грехом, но не делающее человека неверным. Поэтому мусульманину, в ком проявляются подобные качества, следует сказать, что это проявление лицемерия, а не говорить: «Ты лицемер!», так как он, из-за слабой веры, мог еще полностью не избавиться от этих скверных качеств. — примечание от ред.)

 

Мы передаем их так, как это пришло, и не истолковываем их.

И таким же образом слова его (мир ему и благословение Аллаха): «Не становитесь после меня неверными и заблудшими, которые будут рубить друг другу головы», а также: «Поносить мусульманина является нечестием, а убивать его – неверием». А также: «Тот, кто скажет своему брату, что тот неверный, то один из них таковым и становится». И подобно этому:«Отказываться от родословной является неверием, даже если (родословная) не знатная». И подобные этим хадисам из того, что дошло до нас и является достоверным, мы принимаем, даже если не знаем (досконального) толкования (этих хадисов), и не разглагольствуем в этих вопросах, и не спорим относительно них, и не даем толкования этим хадисам, КРОМЕ того толкования, которое пришло (от праведных предшественников), и не отвергаем их кроме как тем, что является более достоверным.

 Рай и Ад уже созданы (Всевышним Аллахом).  Как пришло от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Я зашел в Рай и увидел дворец…», «…и увидел каусар».  А также: «Мне был показан Ад, и я увидел, что большинство обитателей его – женщины…» и «Мне был показан Ад, и я увидел… (то-то и то-то. И тот, кто заявляет, что Рай и Ад не созданы, тот не верит в Коран и хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и я не считаю, что он верит в Рай и Ад.

— А тот из мусульман, кто умер единобожником, то над ним совершается погребальная молитва /саляту аль-джаназа/, и просится для него прощение.  И нельзя отказываться просить за него прощение, и мы не оставляем молитву за него из-за тех грехов, которые он совершил, будь то малые грехи или большие.  И дело его на усмотрении Аллаха, Благословен Он и Велик.

КОНЕЦ

Хвала Всевышнему Аллаху,
мир и благословения пророку Мухаммаду и его семье.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: