RSS

Пояснение к хадису переданных от сахабов — Кутейла и Туфейла.

24584672Кутейла рассказывал:

«Однажды к Пророку пришёл один иудей и сказал:
“Вы совершаете ширк, так как говорите: ‘Если пожелает Аллах и ты’, а также клянётесь Каабой”.
После этого Пророк повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили:
“Клянусь Господом Каабы”, а также: “Если пожелает Аллах, а затем ты”».
Этот хадис приводят Ан-Насаи 7/6, Ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 986, Ахмад 6/371, ат-Тирмизи в «‘Иляль аль-Кабир» 457;
ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кабир» 25/14, аль-Хаким 7815, и др. Достоверность этого хадиса подтвердили имам ан-Насаи,
имам ат-Тахауи и хафиз Ибн Хаджар. См. “Шарх Мушкиль аль-асар” 238, “аль-Исаба” 8/79.

В этом хадисе содержится объяснение причины запрета на клятву Каабой, несмотря на то, что она является Домом Аллаха, к которому отправляются для совершения большого и малого паломничества. Из него становится ясно, что запрет на ширк является всеобщим, и приобщать к Аллаху в господстве, поклонении и обладании прекрасными именами и качествами нельзя ни приближённых ангелов, ни избранных пророков, ни Дом Аллаха Каабу. Тем не менее, многие люди клянутся Каабой (совершая при этом малый ширк) и взывают к ней в своих мольбах (совершая уже большой ширк), прося то, чем владеет только Аллах, в то время как Кааба не может ни повредить, ни принести пользу. Аллах разрешил совершать обход вокруг неё, совершать поклонение около неё и сделал её Киблой для мусульман, но Он запретил клясться ею и взывать к ней с мольбами.
Что же касается выражения «Если пожелает Аллах и ты», то оно является несостоятельным, ибо на все деяния, совершаемые рабом Аллаха, непременно есть Его воля, и ничего не может произойти против желания Всевышнего. Он сказал: «Это [Коран] — ведь только напоминание мирам, тем из вас, кто желает идти по прямому пути. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров»
(Скручивание, 27—29). Это является убедительным ответом на ложные представления кадаритов и мутазилитов, утверждающих, что человек совершает часть дел не по воле Аллаха, а только по собственному желанию, противоречащему воле Господа.

В этом хадисе содержится очень важная польза. «Понимание человеком подобных вопросов, если это соответствует его страстям». Иудеи являются многобожниками, говорят, что Узейр — сын Аллаха. Несмотря на то, что они являются многобожниками, они обращаются к мусульман, говоря, что те впали в многобожие. Это потому что они нашли повод придраться к мусульманам. Целью иудеев было унизить мусульман. Поэтому они поняли с какой стороны придраться. Мусульмане являются единобожниками, а иудеи обвиняют их в многобожии, хотя они сами впали в него. Однако из этого следует, что заблудший человек иногда может осознавать истину, если она соответствует его страстям. И если он говорит правильные слова, то мусульмане обязаны соглашаться с ним, потому что они должны принимать истину от любого человека, кем бы он ни был, даже если он окажется иудеем или христианином. Иудеи и христиане начали ругать мусульман за многобожие. Но пророку (мир ему и благословение Аллаха) ничего не помешало принять истину от иудеев, потому что верующий должен стремиться к истине, где бы он ее не нашел. Мы принимаем истину, даже если она вышла из уст многобожника, неверующего, нечестивца, нововведенца и так далее. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий стремится к мудрости и берет её, где бы не обнаружил».
Ибн Маджах, 4169.

Ибн Маджа передал хадис Туфейла, брата Айши по матери:
«Однажды во сне я увидел, что подошёл к группе иудеев и сказал:
“Поистине, вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Узейр — сын Аллаха. Они ответили: “И вы были бы праведным народом, если бы не говорили: “Если пожелает Аллах и Мухаммад”.
Затем я подошёл к группе христиан и сказал им: “Поистине, вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Мессия — сын Аллаха”. Они сказали: “И вы были бы праведным народом, если бы не говорили: “Если пожелает Аллах и Мухаммад”.
Проснувшись утром, я рассказал об этом некоторым людям, а затем пришёл к Пророку и также рассказал ему о своём сне. Он спросил: “Ты рассказал кому-нибудь об этом?” Я ответил: “Да”.
Тогда Пророк воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а затем сказал:
“Итак, Туфейль видел сон, о котором рассказал некоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более:
“Если пожелает Аллах и Мухаммад”,— а говорите: “Если пожелает Один Аллах”».
Этот хадис приводят Ахмад 5/72, ад-Дарими 2/295, Ибн Маджах 2118, аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир», 4/363; Абу Йа‘ля, 4655; и др. от Хузайфы ибн Йамама

 

«Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее»
Из этого понимается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) знал о запрете этого, однако у него была причина мешавшая раньше это сказать! И в этом указание, что данные выражения являются малым куфром, а не большим, ибо будь это большим куфром, не могло бы быть каких-либо причин для того, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) это запретил. См. «Тайсируль-Азизиль-Хамид» 2/1045.

Из этого хадиса видно, что заблудший человек или приверженец неправильного вероисповедания иногда может найти ошибку в словах приверженца истины, даже несмотря на то, что многие из его воззрений также являются ошибочными. И если он докажет ему правдивость своих слов, то приверженец истины обязан принять их и не отвергать истину только из-за того, что ее открыл ему заблуждающийся человек. Правило ахлюс-сунна уаль-джама‘а гласит, что нововведение не опровергается с помощью другого нововведения, а ложь не опровергается другой ложью.
Вопросы, которые подняты в этом хадисе, относятся к проявлениям малого многобожия, о чем свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее».

Мухаммад Хамид аль-Факи сказал о высказывании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, …которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее: «Вероятно, ему мешало то, что Аллах не посылал ему по этому поводу откровения, а когда ниспослал, он донёс его…»

В этом хадисе также раскрывается смысл слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Праведное сновидение является одной сорок шестой частью пророчества» (аль-Бухари 12/331 от Абу Саида аль-Худри, Муслим (2263) от Абу Хурайры и (2265) от Абдуллаха ибн Умара).
Мухаммад Хамид по этому поводу сказал: «В этом хадисе Пророк сообщает о тех сновидениях, которые он видел до пророчества, когда благочестиво уединялся в пещере Хира… Это был период, когда Аллах готовил его к получению Откровения. Он длился шесть месяцев, что от двадцати трех лет срока пророчества составляет одну сорок шестую часть. Хотя Аллах ведает об этом лучше».

Мухаммад Хамид хотел этим сказать, что высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о праведном сновидении как об одной сорок шестой части пророчества сообщает о том, что произошло и завершилось. Однако дело обстоит не так, и дошедшие об этом рассказы (ривайи) данного хадиса указывают на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сообщить об определённой разновидности сна, которая приносит пользу и радостную весть, как в прошлом, так и в будущем. Польза подобных сновидений в том, что они являются частью пророчества и содержат сообщения о сокровенном. Поэтому тексты рассказов об этом различаются: в некоторых упоминается одна сорок пятая часть, в других — одна сорок шестая, в третьих — одна семидесятая часть пророчества. Существуют и иные ривайи. Если бы смыслом этого было то, о чём говорил Мухаммад Хамид, то тексты бы не различались. Причина этого различия — хотя Аллах это ведает лучше — в том, что праведность подобного сновидения в отношении к видевшему его отличается в зависимости от его собственной богобоязненности, а также сопутствующих этому обстоятельств, указывающих на правдивость сновидения. То, о чём мы упомянули, было изложено многими учёными.
Ан-Навави в своём комментарии к “ас-Сахиху” Муслима писал:
“Аль-Кади передал, что по мнению ат-Табари это кажущееся противоречие [между ривайами. —Ред.] сводится к различию между видящими сновидение: сновидение праведного человека является одной сорок шестой частью, а грешника — одной семидесятой. Смысл этого заключается в том, что одна семидесятая часть незаметна, а одна сорок шестая — явна”.
Тем не менее, аль-Хаттаби передавал от некоторых учёных то, о чём говорил Мухаммад Хамид».
В этих двух хадисах содержится множество польз, из которых:

1. Знание иудеями такого понятия, как малый ширк.
«Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее»
Из этого понимается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) знал о запрете этого, однако у него была причина мешавшая раньше это сказать! И в этом указание, что данные выражения являются малым куфром, а не большим, ибо будь это большим куфром, не могло бы быть каких-либо причин для того, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) это запретил. См. «Тайсируль-Азизиль-Хамид» 2/1045.

2. Принятие истины от любого, даже от врага и кафира.
Некоторые люди перепутали два вопроса, а это:
1) принятие истины от кого бы она не исходила.
2) обучаться религиозным знаниям у неверных или брать их советчиками в религии, брать их муфтиями, делать их авторитетами, следовать их решениям и приказам.

Первое — принятие истины не отвергается ни от кого. Потому что это истина. И согласие истине является истиной. И на это есть множество далилов. Единственное если человек еще не знает, то он сперва подтверждает достоверность сообщения, как это выражено во многих хадисах, как в рассматриваемым нами хадисе об иудеях «а затем пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему»,
так и хадисе от Абу Хурайры:
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, поручил мне хранить собранный в Рамадане закят, а через некоторое время ко мне пришёл какой-то человек, который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Поистине, я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня много детей, и я в крайней нужде!» И я отпустил его, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что у него много детей, а я пожалел его и отпустил». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся». Таким образом, я заранее узнал, что он вернётся, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, он вернётся», — и я стал поджидать его. Через некоторое время он и в самом деле снова пришёл и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Поистине, я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Он сказал: «Отпусти меня, поистине, я нуждаюсь, и у меня много детей и я больше не вернусь!» И я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что у него много детей, а я пожалел его и отпустил». На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся». И я стал поджидать его третьего прихода, а когда он действительно пришёл и снова принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: «Поистине, теперь-то я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ибо ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься снова!» Тогда этот человек сказал: «Отпусти меня, а за это я научу тебя таким словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что это за слова?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, читай аят Трона (Аят аль-Курси): «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий» и если ты станешь делать это, с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!», — и я отпустил его, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Что же это за слова?» Я ответил: «Он сказал мне: «Когда будешь ложиться спать, прочитай аят Трона от начала и до конца, а ещё он сказал мне: «С тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!» Выслушав меня, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он — отъявленный лжец! Известно ли тебе, кто говорил с тобой эти три ночи, о Абу Хурайра?» Я сказал: «Нет». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Это был шайтан» (Аль-Бухари).

Также в хадисе от Убай ибн Ка’ба сообщается, что однажды запасы его фиников уменьшались, и как-то ночью он решил их посторожить. Тогда он увидел кого-то подобного совершеннолетнему юноше, с которым он поздоровался и спросил: “Кто ты, джин или человек?!” Тот ответил: “Джин”.
Убай сказал: “Протяни мне свою руку”. Когда он протянул ему свою руку, он обнаружил, что его рука подобна лапе собаки с собачей шерстью. Убай спросил: “Так созданы джины?!”
Он сказал: “Джины знают, что нет среди них сильнее меня”. Убай спросил: “Что тебя привело?”
Он сказал: “До нас дошло, что ты любишь делать садакъа, поэтому мы пришли, чтобы взять у тебя еды”.
Убай спросил: “Что нас защищает от вас?” Джин ответил: “Аят аль-Курси из суры «аль-Бакъара».
Кто прочитает этот аят утром, тот будет защищен от нас до вечера, а тот, кто прочитает его вечером, будет защищен от нас до утра”. Когда рассвело, Убай пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и все ему рассказал, на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Он сказал истину, хоть он и скверный!» ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” 6/239, ат-Табарани в “аль-Кабир” 541, Ибн Хиббан 784. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными. Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хадиса хорошим.

Эти сахабы сперва не знали о верности сообщений, поэтому и не выражали согласия или отрицания,
а спросили у посланника Аллаха. Основа принятия здесь в том, что это подтвердил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а не в том, что сказал шайтан.
Если враг Аллаха приказал приказ Аллаха, мы неприметно скажем: «Мы подчиняемся Аллаху, и не подчиняемся приказу неверных», или «Я сделаю это, потому что это веление Аллаха, но не, потому что ты (неверный) мне приказал».
В этом хадисе есть указание на то, что слова истины может сказать и нечестивец и неверующий, однако нет указание на то, что нужно слушать шайтанов, или следовать приказу шайтана, если он сказал правду.
«[Иблис] сказал: “За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я непременно засяду против них на Твоем прямом пути”» (7:14-16)
«Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (2:169)
«Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60)
«О сыны Адама! Не позволяйте шайтану совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей» (7:27)
«Воистину, шайтан для человека – явный враг» (17:53)
Истину нельзя отвергать, только потому, что нам ее преподнес наш враг и ненавистник, но принимать истину даже от врага, не значит, что мы обязаны искать истину у врага.
Новые сведения, касающиеся религиозных вопросов, и тем более, если они от нашего врага и ненавистника, принимаются только после того, как их истинность подтвердится надежным источником.
Основа в речах шайтана – это ложь и заблуждение, и как же можно утверждать, что у него дозволено искать истину, не говоря уже об обязательности требования знаний у шайтана?
У верующего не может быть какого-либо отношения и связи с шайтаном, кроме того, что повялено Всевышним (смысловой перевод): «Воистину, шайтан является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (35:6)
А так же передано это от последующих праведных предшественников:
Фудайля ибн Ияда спросили про то, что такое скромность, он сказал:
«Это когда человек подчиняется истине и покоряется истине, следует за истиной и принимает ее от любого, кто бы ни сказал истину, он принимает ее».
Ибн Ата сказал: «Это принятие истины, от кого бы оно ни исходило. Величие на самом деле кроется в скромности, тот, кто скромен, тот и велик, а тот, кто ищет величия в высокомерии, подобен человеку, который ищет воды в огне, хочет извлечь из огня воду».
Иногда ученый может ошибиться, а лицемер сказать правду.

Второе — Что касается обучения у неверных религии, делать их советчиками в религиозных делах и личных делах джамаата мусульман, то по этому поводу передается:
Анас бин Малик передает:
Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Не освещайтесь огнем мушриков и не пишите на ваших кольцах по арабски».
Хасан бин абиль-Хасан растолковал это так: Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) хотел сказать этим следующее: «Не советуйтесь с мушриками ни в чем из ваших дел (личных дел мусульман).
И не пишите на ваших кольцах надпись «Мухаммад»».
Аль-Хасан сказал: Подтверждение этому из книги Аллаха: «О те, которые уверовали не берите близкими тех, кто не из вас» — (3/118)
(Тафсир Куртуби, аят 3/118)

Имам Ахмад и аль-Баззар передают от Джабира, что Умар записал кое что из Торы. Он принес это посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) и начал читать. Тут лицо посланника (да благословит его Аллах и приветствует) начало меняться в цвете. Один из ансаров, бывших там сказал: «Горе тебе о Умар сын Хаттаба. Ты что не видишь лицо посланника?». Тогда посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не спрашивайте ничего у людей писания. Не могут наставить на прямой путь те, кто сам в заблуждении».
Нам рассказал Муса бин Исмаил: нам рассказал Ибрахим: нам сообщил Ибн Шихаб от Убайдуллаха бин Абдуллаха: Ибн Аббас (р.а.) сказал: «Как вы можете спрашивать о чем-то людей писания? Ведь у вас есть истинная, неискаженная, самая последняя книга, что ниспущена посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), которую вы читаете. И Аллах вам сообщил, что ахлюль-китаб исказил и изменил книгу Аллаха, что они написали книгу своими руками и сказали, что это от Аллаха для того, чтобы продать ее за малую цену. Разве то, что вы получили из знаний не останавливает вас от того, чтобы спрашивать их? И клянусь Аллахом, я не видел, чтобы кто-нибудь из них спрашивал вас о том, что вам ниспущено».
(Сахих Бухари, Иътисам, 25)
3. Запрет клясться Ка’бой и говорить: «Как пожелает Аллах и такой-то».
Сказал Всевышний Аллах: «…Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!» (Корова, 22).
В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт, чем муравей, ползущий по чёрному камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь кому-либо: “Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!” или “Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры”. Иногда один человек говорит другому: “Если пожелает Аллах и ты…” Или могут сказать: “Если бы не Аллах и такой-то, то ты бы не смог сделать этого”. Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не говорите: “Если будет угодно Аллаху и такому-то”. Вам следует говорить: “Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то». Достоверный хадис, приведённый Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/384).
Сообщается от Ибн Аббаса, что один человек сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
«Если пожелает Аллах и ты». В ответ на это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его:
«Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах!» Передали Ан-Насаи в «Аф‘аль аль-Йаум ва-ль-Лейла» 988, Ахмад 1/214, 283, 347 и д.р.
4. Правдивые сны являются частью откровения.
Правдивые сны являлись причиной узаконивания некоторых положений шариата при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Однако после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) никакой сон не может быть причиной установления в религии чего-либо!

Правдивое сновидение. (из книги Ибн аль-Кайима, Мадаридж ас-Саликиин)
«Это одна из частей пророчества. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Правдивое сновидение — это одна из сорока шести частей пророчества». Это то, с чего начинались откровения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Правдивость сновидения зависит от правдивости того, кто видит это сновидение. Люди, у которых самые правдивые сновидения, произносят самые правдивые речи. Чем ближе судный час, тем меньше ошибок в сновидениях, как об этом говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это происходит, потому что люди все дальше и дальше уходят от времени пророчества. Когда же был силен свет пророчества, люди не нуждались в сновидениях.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей”. Люди спросили: “А что такое радостные вести?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Благие сновидения”». (Бухари, 6990).
Если сны мусульман совпадают, то это практически исключает возможность лживости сна. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в своё время нескольким людям из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт ночи предопределения, ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей)». (Бухари, 2015; Муслим, 1165).
Сновидение подобно внушению. Сновидение может быть от Всевышнего Аллаха, либо от собственной души, либо от шайтана. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Сновидения бывают трех видов: сновидение от Аллаха, грустное сновидение от шайтана и сновидение о том, о чем человек думал наяву».
Какой из этих трех видов сновидения относится к /хидайа/? Это сновидение от Всевышнего Аллаха.
Что касается сновидений пророков, то это называется откровением /вахйу/, так как сны пророков обезопашены от шайтана. В этом единодушна вся община, и поэтому Ибрахим (мир ему), увидев сон относительно принесения в жертву Исмаиля, сразу понял, что это от Всевышнего Аллаха.
Что касается сновидений других людей, то это не является откровением. Поэтому такие сновидения обязательно нужно сверять с пророческими откровениями. Если кто-то хочет правдивые сны, то пусть стремится во всем быть правдивым. Пусть ест только дозволенное и выполняет приказы и запреты Всевышнего Аллаха. Пусть ложится спать в состоянии омовения. Пусть ляжет направившись к Каабе, поминая Аллаха до тех пор, пока глаза его не слипнутся и он не уснет. В таком случае его сны не будут лгать.
Самые правдивые сны снятся в последнюю треть ночи. Потому что в это время Всевышний Аллах нисходит к первому небу, приближается Его милость и прощение и шайтаны бывают наименее активны.
(из книги Ибн аль-Кайима, Мадаридж ас-Саликиин)
Правдивые сновидения, которые являются частью пророчества, как передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Правдивые сновидения являются одной из сорока семи частей пророчества».
(аль-Бухари 6472 и Муслим 4201).

«Самые правдивые сновидения видят самые правдивые в своих речах». (Муслим, 4200).

К концу Времени почти все сновидения будут правдивыми, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Это будет по причине отдаленности времени пророчества и её влияния. Взамен верующим будет дарованы сновидения, содержащие благие вести, или которые помогут им быть терпеливыми и стойкими в вере» (аль-Бухари, 6499 и Муслим, 4200).

Сновидения бывают трех видов: рахьмани (от Аллаха), нафси (из подсознания человека) и шайтани (от шайтана). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сны бывают трёх видов: сны от Аллаха, горестные сны от шайтана и сны, связанные с тем, что человек думает, когда он бодрствует, а затем видит это во сне» (аль-Бухари, 6499 и Муслим 4200).

«Сновидения, ознаменовавшие начало Откровений». (аль-Бухари, 3 и Муслим, 231).
Пророческие сны – Откровения. Эти сны защищены от влияния шайтана, по единогласному мнению Уммы. Именно поэтому пророк Ибрахим беспрекословно отправился выполнять полученное во сне повеление Аллаха принести в жертву своего сына, мир им обоим.

Все сны можно разделить на две категории:
1. Вещие сны. Это – сны пророков и праведников, которые следуют им. В редких случаях вещие сны видят другие люди (например, правдивый сон царя кафиров, который растолковал для него пророк Юсуф, мир ему). Вещими являются сны, которые в точности сбываются в реальности.

2. Несвязные сны, которые ни о чём не говорят. Они бывают разных типов:
Первый: Игра шайтана, чтобы напустить на человека печаль и тоску. Например, когда человеку снится, что ему отрубили голову, и он бросился за ней. Или, что его обуял страх, от которого он не может избавиться, и подобные бессмысленные сновидения.
Второй: Сны о том, что некоторые ангелы велят ему совершить запретное или другие подобные вещи, противоречащие здравому смыслу.
Третий: Человеку снится то, что случилось с ним в реальности, или то, чего он желал. Так же он видит во сне то, что обычно происходит с ним во время бодрствования, или то, что соответствует его превалирующему настроению. В большинстве случаев эти сны говорят о будущем, во многих случаях – о настоящем, и редко – о прошлом. См. «Фатхь аль-Бари» (12/352-354).

Передаётся от Абу Са’ида ал-Худри – да будет доволен им Аллах, – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему понравится, то, поистине, это от Аллаха. Так пусть он воздаст за этот сон хвалу Аллаху и расскажет его другим. Если же ему приснится нечто другое, что ему не понравится, то, поистине, это от шайтана. Так пусть он прибегает к Аллаху от зла шайтана и не рассказывает этот сон никому, и тогда он не повредит ему».
Хадис передали аль-Бухари (6584) и Муслим (5862).

Передаётся от Абу Къатады, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Хорошие сны от Аллаха, а плохие – от шайтана. Кто увидит то, что ему не понравилось, пусть сплюнет налево три раза и прибегает к Аллаху от шайтана, и тогда это не повредит ему».
Хадис передали аль-Бухари (6594) и Муслим (5862).

От Джабира – да будет доволен им Аллах – передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас увидит сон, который ему не понравится, пусть сплюнет налево три раза, прибегает к Аллаху от шайтана три раза и повернётся на другой бок».
Хадис передал Муслим (5864).

Ибн Хьаджар сказал: Подводя итог сказанному о хороших снах, можно упомянуть три вещи:
1. Человек должен воздать хвалу Аллаху за этот сон.
2. Он должен возрадоваться за этот сон.
3. Он должен рассказать о нём тому, кого он любит, но не тому, к кому он чувствует неприязнь.

Подводя итог сказанному о плохих снах, можно упомянуть четыре вещи:
1. Человек должен прибегнуть к Аллаху от зла этого сна.
2. Он должен искать убежища у Аллаха от зла шайтана.
3. Он должен сплюнуть налево три раза, когда проснётся.
4. Он никому не должен рассказывать этот сон.

У аль-Бухари в главе «Оковы во сне» приводится хадис от Абу Хурайры, где говорится о пятой вещи.
Текст хадиса таков: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть не рассказывает об этом никому, и пусть встанет и совершит молитву».
Имам Муслим привёл его в своём «Сахихе» как хадис-мавсуль.

Муслим добавил шестую вещь: повернуться на другой бок…

В итоге мы имеем шесть вещей: первые четыре; (+) молитва, например, в два раката; и изменение позы, например, лечь на спину. (См. «Фатхь аль-Бари», 12/370)

Согласно хадису, который приводит ат-Тирмизи от Абу Разина:
«И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как очень близкому другу или мудрому человеку». Согласно другому сообщению: «И пусть не рассказывает никому, кроме как мудрому или другу».
В другом сообщении говорится: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как ученому или искреннему советчику».
Аль-Къады Абу Бакр б. аль-‘Араби сказал: «Ученый даст ему хорошее толкование, на которое он способен, а искренний советчик направит его к тому, что принесет ему пользу, и поможет ему. Что касается мудрого человека, то он знает его толкование и сообщит ему только то, что поддержит его, или промолчит. Что касается друга, то если он знает хорошее, то скажет ему, а если не знает или сомневается, то промолчит». См. «Фатх аль-Бари» (12/369).

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: