RSS

Клясться не Аллахом, когда это будет большим ширкам а когда малым?

1665

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

На счет клятвы не Аллахом есть не мало хадисов, где Пророк (мир ему) запрещал это, говорил что это ширк, но втоже время не выносил такфир сахабам за это. Поэтому из этих сообщений становится ясно что тут речь идет о мало ширке. И некоторые ученные объяснили причину (иллят) этого — когда это будет малым ширкам а когда большим. Они сказали что:

  1. клятва не Аллахом будет малым ширкам, если только не было возвеличивания того чем он поклялся, или другого куфровского намерения / убеждения в сердце,
  2. или если в самой этой клятве не было слов куфра (как к примеру клясться на уважение к куфру и присягу ему, или клясться каким-то тагутом).

Ученные объяснили что если всего этого нет в клятве, то она не является большим ширкам — даже если это была клятва не Аллахом. Например, клеятся своим отцом, или матерью, или детьми, или мусхафам Корана, или Каабой, или хлебом и т.п. — все это считается ширкам но малым, и это только потому что тут причина (илля) этой клятвы заключается в том что тебе это очень ценно поэтому ты клянешься этим, а это не ширк в своей основе. Но если ты возвеличиваешь это ценное до степени своей любви к Аллаху или больше этого — то это уже большой ширк.

Поэтому тут следует отметить что нельзя сразу выносить такфир мусульманину если он поклялся не Аллахом, ибо ситуация тут может быть двоякая. Такфир за это следует выносить только тогда, когда в его словах (клятве) прослеживается явный ширк (как к примеру клясться на уважение к куфру и присягу ему, или клясться каким-то тагутом). А если он поклялся к примеру отцом своим, детьми или хлебом — то следует его увещевать, и объяснить ему что так делать нельзя, что на это есть запрет и т.д.

Передается от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я говорил с людьми, и сказал: «Нет, клянусь моим отцом».  И сказал мужчина позади меня: «Не клянитесь вашими отцами», и я обернулся, и увидел что это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И он сказал: «Если кто нибудь из вас поклянется Исой, то погибнет, а Иса лучше ваших отцов». (приводят Ибн Аби Шейба, 12410)

Также передается от Абдуллаха ибн Умара, что он услышал, как какой то мужчина поклялся своим отцом, и он бросил в него камешками, и сказал: «Так однажды поклялся Умар, и запретил ему Посланник Аллаха, и сказал: «Это ширк!» (приводит Ибн Аби Шейба, 12412, хадис достоверный)

Абдуллах ибн Умар также рассказывал, что посланник Аллаха сказал услышал, как Умар ибн аль-Хттаб поклялся своим отцом, и сказал: «Истинно, Аллах запрещает вам клясться своими отцами! Кто же из вас клянется, то пусть клянется лишь Аллахом, либо молчит» (Передал Малик с достоверным иснадом)

Также передается от Котили (да будет доволен им Аллах), что к Пророку пришел иудей, и сказал: «Истинно, вы делаете ширк, и говорите: «Как пожелал Аллах и ты», и говорите: «Клянусь Каабой». И приказал им Пророк когда они хотят поклясться, говорить: «Клянусь Господом Каабы», и говорить: «Как пожелал Аллах, а затем ты» (приводят Ахмад, ан-Насаи, и Ибн Хаджар и др.)

Рассказал Хасан аль Басри: «Прошел Умар мимо аз-Зубайра, и услышал как тот говорит: «Нет, клянусь Каабой!». И Умар поднял на него плеть, и сказал: «Нет тебе матери! Кааба тебя кормит и поит?!» (приводит Ибн Аби Шейба, 12145)

Сказал Посланник Аллаха (мир ему): «Кто поклялся аманатом – тот не из нас» (Абу Дауд, 3253)

И от Посланника Алллаха (мир ему), что он сказал: «Кто поклялся не Аллахом, тот не из нас» (Аль-Халляль, 1458, Ибн Аби Шейба, 12413, хадис достоверный мурсалян)

Также сказал Посланник Аллаха (мир ему): «Не клянитесь вашими отцами, и не клянитесь тагутами!» (приводят Ан-Насаи, 3783, Ибн Аби Шейба, 12409)

Он (мир ему) также сказал: «Кто поклялся Латом или Уззой, пусть же скажет: «Ля иляха илля Ллах» (Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха услышал, как Умар ибн аль-Хттаб поклялся своим отцом, и сказал: «Истинно, Аллах запрещает вам клясться своими отцами! Кто же из вас клянется, то пусть клянется лишь Аллахом, либо молчит» (Передал Малик с достоверным иснадом)

Сказал имам Ибн Абдуль Барр аль-Андалуси в шархе этого хадиса:

وَفِي هَذَا الْحَدِيثِ مِنَ الْفِقْهِ أَنَّهُ لَا يَجُوزُ الْحَلِفُ بِغَيْرِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ فِي شَيْءٍ مِنَ الْأَشْيَاءِ وَلَا عَلَى حَالٍ مِنَ الْأَحْوَالِ وَهَذَا أَمْرٌ مُجْتَمَعٌ عَلَيْهِ وَقَدْ رَوَى سَعِيدُ بْنُ عُبَيْدَةَ عَنِ ابْنِ عُمَرَ فِيهِ حَدِيثًا شَدِيدًا أَنَّهُ سَمِعَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ مَنْ حَلَفَ بِغَيْرِ اللَّهِ فَقَدْ أَشْرَكَ ذَكَرَهُ أَبُو دَاوُدَ وَغَيْرُهُ
وَرَوَى مُحَمَّدِ بْنِ سِيرِينَ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا تَحْلِفُوا بِآبَائِكُمْ وَلَا بِأُمَّهَاتِكُمْ وَلَا بِالْأَنْدَادِ وَلَا تَحْلِفُوا إِلَّا بِاللَّهِ وَلَا تَحْلِفُوا بِاللَّهِ إِلَّا وَأَنْتُمْ صَادِقُونَ حَدَّثَنَاهُ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدٍ قَالَ حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ بَكْرٍ قَالَ حَدَّثَنَا أَبُو دَاوُدَ قَالَ حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُعَاذٍ حَدَّثَنَا أَبِي حَدَّثَنَا عَوْفٌ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ سِيرِينَ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ فَذَكَرَهُ وَالْحَلِفُ بِالْمَخْلُوقَاتِ كُلِّهَا فِي حُكْمِ الْحَلِفِ بِالْآبَاءِ لَا يَجُوزُ شَيْءٌ مِنْ ذَلِكَ فَإِنِ احتج محتج بحديث يروى عن إسمعيل بْنَ جَعْفَرٍ عَنْ أَبِي سُهَيْلٍ نَافِعِ بْنِ مَالِكِ بْنِ ابن أَبِي عَامِرٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ طَلْحَةَ بْنِ عُبَيْدِ اللَّهِ فِي قِصَّةِ الْأَعْرَابِيِّ النَّجْدِيِّ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ أَفْلَحَ وَأَبِيهِ إِنْ صَدَقَ قِيلَ لَهُ هَذِهِ لَفْظَةٌ غَيْرُ مَحْفُوظَةٍ فِي هَذَا الْحَدِيثِ مِنْ حَدِيثِ مَنْ يُحْتَجُّ بِهِ وَقَدْ رَوَى هَذَا الْحَدِيثَ مَالِكٌ وَغَيْرُهُ عَنْ أَبِي سُهَيْلٍ لَمْ يَقُولُوا ذلك فيه وقد روي عن إسمعيل بْنَ جَعْفَرٍ هَذَا الْحَدِيثُ وَفِيهِ أَفْلَحَ وَاللَّهِ إِنْ صَدَقَ أَوْ دَخَلَ الْجَنَّةَ وَاللَّهِ إِنْ صَدَقَ وَهَذَا أَوْلَى مِنْ رِوَايَةِ مَنْ رَوَى وَأَبِيهِ لِأَنَّهَا لَفْظَةٌ مُنْكِرَةٌ تَرُدُّهَا الْآثَارُ الصِّحَاحُ وَبِاللَّهِ التَّوْفِيقُ قَالَ أَبُو عُمَرَ أَجْمَعَ الْعُلَمَاءُ عَلَى أَنَّ الْيَمِينَ بِغَيْرِ اللَّهِ مَكْرُوهَةٌ مَنْهِيٌّ عَنْهَا لَا يَجُوزُ الْحَلِفُ بِهَا لِأَحَدٍ

«И в этом хадисе из фикха: то, что не разрешено клясться не Аллахом, Свят Он и Велик, в чем бы то ни было, и в какой бы то ни было ситуации, и это вещь, вокруг которой есть единогласие!

И касательно этого передал Саид ибн Убейда, от Ибн Умара, касательно этого, жесткий хадис, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и милость Аллаха, говорил: «Кто поклялся не Аллахом, тот впал в ширк». Передали его Абу Дауд, и другие.

И передал Мухаммад Ибн Сирин, от Абу Хурейры, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не клянитесь вашими отцами, или матерями, или идолами, и не клянитесь ничем, кроме Аллаха, и не клянитесь Аллахом, кроме как правдиво»

Рассказал нам этот хадис Абдуллах ибн Мухаммад, сказал он: рассказал нам Мухаммад Ибн Бакр, сказал он: рассказал нам Абу Дауд, сказал он: рассказал нам УбейдуЛлах ибн Муаз, сказал он: рассказал мне мой отец, что ему рассказал Ауф, от Мухаммада ибн Сирина, от Абу Хурейры, и упомянул хадис.

И клятва всеми видами творений будет в хукме клятвы отцами, и не разрешено ничего из этого.

А если же будет аргументировать аргументирующий хадисом, который передал от Исмаила Ибн Джа’фара, от Аби Сухейля Нафии Ибн Малика ибн Аби Амира, от его отца, от Тальхи ибн УбейдуЛлаха, касательно истории бедуина надждийца, что Пророк, мир ему и милость Аллаха, сказал: «Он преуспел, клянусь его отцом, если был правдив» – то будет сказано ему: это слово не является укрепленным (махфуз) в этом хадисе из передач тех, кем можно было бы делать аргументацию. И передали этот хадис Малик, и другие, от Аби Сухейля, и не сказали этого слова в нем. И передан от от Исмаила ибн Джафара, и в нём: «Преуспел он, клянусь Аллахом, если был правдив», либо «Войдет в Рай, клянусь Аллахом, если был правдив», и это первее, чем передача тех, кто передал со словом «..клянусь его отцом», поскольку это отвергаемое (мункар) слово, которое отвергают достоверные асары, и тауфик принадлежит Аллаху. Сказал Абу Умар (то есть я, Ибн Абдуль Барр): Единогласны учёные на том, что клятва не Аллахом порицаема запрещена и не разрешено клясться такой клятвой никому!»

(См. «Ат-Тамхид», 14-366)

Из всего вышеперечисленного становится ясно, насколько опасным и порицаемым делом является клятва чем либо помимо Аллаха, а также Его Имен и Атрибутов.

И в любом случае, муслим должен беречь свою религию, и свое единобожие, будь это от проявления большого ширка или малого.

В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров.

Ибн Фулян аль-Бакуви

—————————————————————————————

Читайте также:

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: