RSS

Испрашивание Табаррук — когда это является ширкам, а когда бидъатом и путем ведущим к ширку?

BSHx7s-hDDE

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Цитирую:

Новостные сайты пестрят сообщениями: «В очередном городе прошла выставка реликвий, связанных с Пророком». Сразу же рождается вопрос: о каких «реликвиях» тут идет речь? Действительно ли до сих пор существуют личные вещи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)? И насколько разрешено по Исламу искать благословение через материальные предметы, такие как халат, прядь волос и тому подобное? Результатом наших исследований стала эта статья, в которой на основе аятов Корана, хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и высказываний ранних мусульманских ученых, мы разъяснили, как можно и как нельзя искать благословение Всевышнего.

В последнее время всё чаще можно услышать о том, как в тот или иной регион привезли якобы личные вещи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Люди, услышав об этом, естественно стремятся взглянуть на них. Кто-то из любопытства, кто-то из желания перенять от этих вещей благословение нашего благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха)…

Вряд ли в такие места будут ходить те, кто не любит Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однозначно, этих людей ведёт любовь и уважение к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Однако, как известно, одних благих намерений недостаточно в наших делах, особенно в вопросах поклонения, но необходимо, чтобы наши дела соответствовали тому, что пришло в Священном Коране и Пречистой Сунне. Поэтому хотелось бы в этой небольшой статье попытаться разобраться в этой актуальной для всех мусульман теме в свете аятов из Священного Корана и достоверных хадисов нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Во-первых, что такое баракят и что такое «табаррук»?

Термин «табаррук» означает перенимание благословения (баракята) от кого-либо или от чего-либо, испрашивание благословения. Этот термин произошёл от арабского слова «баракят», что означает множество блага в чём-либо, непоколебимость и неразлучность этого блага. Таким образом, буквально переводя это слово на русский язык, можно сказать: перенимание и испрашивание блага, требование непоколебимости и неразлучности этого блага.

Во-вторых, благословение исходит только от Аллаха

Священный Коран и сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) указывают, что благословение исходит только от Аллаха. Всевышний говорит в Коране:

«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу различение (Коран)…» (Сура «Аль-Фуркан», 1).

Также Всевышний Аллах сказал: «Мы благословили его (Ибрахима) и Исхака» (Сура «Выстроившиеся в ряды», 113).

Также Всевышний Аллах сказал про пророка Ису (мир ему и благословение Аллаха):

«Он (Аллах) сделал благословенным меня (Ису), где бы я ни был…» (Сура «Марьям», 31).

Таким образом, все эти аяты указывают, что благословляет только один Аллах, и только Он (свят Он и велик) может делать некоторые из Своих созданий благословенными. Поэтому нельзя говорить в отношении созданий: «Ты благословил что-то», или «Такой-то благословил ваши дела», потому что благословение и приумножение блага, его непоколебимость и неразлучность исходят только от Аллаха.

(Следовательно, уже должно быть понятно что впал в большой ширк тот кто тащит в себе убеждения того что кто-то или что-то по миом Аллаха способно благословить. А тот кто НЕ тащит в себе такие убеждение и верит что благословляет только Аллах, но при этом выбирает для себя не узаконенные Шариатом пути, то такой впал в бидъа и малый ширк (путь ведущий к ширку). наглядный пример этому это сахабы и их случай с зату анват — подробно читайте тут: «Шубха о хадисе зату анват» — прим. от ред.)

В-третьих, Аллах благословил некоторые места и времена

Например, Всевышний благословил Заповедную мечеть, а также окрестности мечети аль-Акса. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей (для поклонения), является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров» (Сура «Семейство Имрана», 96).

Также Всевышний сказал: «… в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение»(Сура «Ночной перенос», 1).

Благословенность этих мест заключается в том, что в них много блага, и это благо в них непоколебимо и неразлучно. Всё это побуждает людей, которые были воззваны к этим местам, чаще приходить к ним и пребывать в них как можно дольше.

Но сказанное ни в коем случае не означает, что нужно обтираться землёй этих благословенных мест или протирать свои вещи о стены мечетей, которые там находятся. Дело в том, что благословение этих мест связано только с этими местами и не переходит от них к другим. Если человек дотронется до земли в благословенных местах или же будет похоронен в них, или будет пытаться перенять их благословение, то благословение этой земли  не перейдёт к нему.

Таким образом, благословение в отношении мест имеет смысловое значение. Так, например, Заповедная мечеть в Мекке является благословенной. Это означает, что Аллах сделал мечеть благословенной, собрав вокруг неё многочисленные блага. Эти блага заключаются в том, что сердца людей привязываются к ней. Те люди, которые направляются и приходят к этим местам, совершают различные виды поклонения там, достигают великих благ. В этом и заключается благословенность этих мест.

Доказательством вышесказанному являются слова Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Однажды он поцеловал Чёрный камень и сказал:

«Поистине, я знаю, что ты – камень, и ты не приносишь ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) целует тебя, то я также не стал бы целовать тебя» (это сообщение приводят Аль-Бухари (1597, 1605, 1610) и Муслим (1270)).

Несмотря на то, что Черный камень был благословенным, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что сам по себе камень не приносит пользы и не может навредить. Тогда в чём же заключается благословенность этого камня? Благословение этого камня заключается в поклонении Аллаху посредством целования и прикосновения к нему, следуя Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Таким образом, человек получает благословение и благо от того, что последовал Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме того, существуют благословенные времена, как, например, благословенный месяц Рамадан. Благословенность этого месяца заключается в том, что поклоняясь в эти дни, человек получает столько вознаграждений и блага, сколько не сможет получить в любое другое время.

В-четвёртых, Аллах благословил некоторых людей

Также Всевышний Аллах сделал благословенными некоторых людей, уверовавших в Него, в первую очередь это относится к пророкам и посланникам (мир им всем и благословение Аллаха).

Что касается пророков и посланников, то Всевышний Аллах даровал их телам благословение, т.е. сделал их самих, их тела благословенными. Если кто-то из народов этих пророков совершал табаррук (перенимал благословение от тел пророков), дотрагиваясь до них, обтираясь  их потом или прикасаясь к их волосам, то для них это было дозволенным, потому что Аллах сделал тела пророков благословенными и сделал это благословение переходящим.

Тело нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) также является благословенным. Сообщается в достоверной Сунне, как сподвижники растирали свои лица и кожу каплями от слюней Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и готовы были драться за остатки воды, которые стекали с Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после частичного омовения.

Так, сообщается, что ‘Урва, один из язычников, пришёл на переговоры с мусульманами. Придя к сподвижникам, он начал внимательно смотреть на них.  Он увидел, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сплёвывал и капли его слюны попадали на ладонь кого-либо из людей, этот человек обязательно растирал их по своему лицу и коже. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, люди готовы были сражаться друг с другом за оставшуюся после его омовения воду».(Аль-Бухари, 2731)

Сообщения о волосе Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Также пришло в достоверной Сунне, что некоторые сподвижники оставляли у себя волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Абу Тальха был первым человеком, взявшим себе часть волос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после того, как он (однажды) обрил себе голову.(Аль-Бухари, 171; Муслим, 1305)

Имам Аль-Бухари одну из глав в «Книге о пятой части (военной добычи)» назвал так: «О том, что говорилось относительно доспехов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его посоха, меча, чаши и кольца, о том, чем из этих вещей, о разделе которых ничего не упоминается, после его смерти пользовались халифы, а также о том, что было сказано о его волосах, сандалиях и сосуде, через которые после его кончины получали благословение его сподвижники и другие люди».

Нужно особо отметить, что это благословение касается только пророков и посланников. При этом перенимание благословения от останков Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не ограничилось только сподвижниками. Сообщаются достоверные предания о получении благословения от вещей Пророка и во время табиинов.

Передаётся от Ибн Сирина (да одарит его Аллах Своей милостью), что он сказал Абийде: «У нас есть волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который достался нам от Анаса или от семьи Анаса». Затем он сказал: «Пусть даже один волос от  пророка (мир ему и благословение Аллаха) желаннее для меня, чем этот мир и то, что в нём есть».(Аль-Бухари, 170)

Также передаётся в «Сахих аль-Бухари» от Усмана ибн Абдуллы ибн Маухаба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Моя семья отправила меня к Умм Саляме, жене Пророка (мир ему и благословение Аллаха), с водой в посуде… Она клала в него волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если человека постигал сглаз или ещё что-либо, то отправляли к ней с посудой».(Аль-Бухари, 5896)

Ибн Хаджар сказал в комментарии к хадису: «Если кто-то жаловался на какой-нибудь недуг, то его отправляли к Умм Саляме. Она клала волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в посуду, мыла их там и возвращала посуду с водой. Этот человек пил из этой посуды или умывался, а потом исцелялся. Тем самым, он получил благословение от волос Пророка».(«Фатх аль-Бари», 13\415)

Сообщение о чаше Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к навесу рода бану саа‘ида и сказал: “Дай нам воды, о Сахль!” — и я вынес им эту самую чашу и напоил их из неё». Передатчик этого хадиса сказал: «Затем Сахль вынес нам ту самую чашу, и мы напились из неё. А потом ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз попросил (Сахля) подарить ему (эту чашу), и он подарил её ему».(Аль-Бухари, 5637) Имам Аль-Бухари привёл этот хадис в главе «Использование для питья чаши и сосуда пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

От других людей благословение не перенимается

Что касается праведников и учёных, то нет доводов, которые указывали бы, что можно испрашивать или перенимать благословение от них. Наоборот, есть неоспоримые доводы, которые указывают, что нельзя испрашивать благословение от других людей, пусть даже очень праведных.

Так, например, ни сподвижники, ни табиины не пытались перенять благословение ни от Абу Бакра, ни от Умара, ни от Усмана, ни от Али (да будет доволен ими Аллах) подобно тому, как они перенимали благословение от волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или от  остатков его омовения, или от его пота, или от его одежды. Поэтому становится ясным и очевидным, что благословение сподвижников заключалось в их делах, а не в их телах, и поэтому их благословение не может передаваться  в отличие от благословения пророков. Поэтому сообщается в достоверном хадисе: «Среди деревьев есть такое, благословение которого подобно благословению мусульманина».(Аль-Бухари, 5444) Этот хадис указывает, что у каждого  мусульманина есть благословение.

Также приводится у Аль-Бухари в истории ниспослания аята о тайяммуме слова Усайда бин Худайра, который воскликнул: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение, ниспосланное вам!” (Аль-Бухари, 334)

Таким образом, благословение, приписанное к каждому мусульманину или к семейству Абу Бакра, о котором говорится в этих хадисах, является благословением дел. Этот вид благословения связан с верой, знаниями, призывом и делами, и этот вид не переходит от одного человека к другому. Табаррук (перенимание благословения) от праведников означает перенимать их праведность и религиозность, а табаррук от учёных означает перенимать их знания. (Материал из книги «Ат-тамхид ли шарх китаб ат-таухид», стр. 123-127, с небольшим сокращением)

В-пятых, что касается останков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на сегодняшний день

Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:

— во-первых, у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после его смерти осталось очень мало вещей.

Так, сообщается, что ‘Амр бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах), брат жены посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Джувайрийи бинт аль-Харис, сказал:

«После кончины посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (выяснилось, что) он не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни невольницы, и ничего иного, кроме белой мулицы, на которой он ездил, своего оружия и той земли, доходы с которой он велел раздавать в качестве милостыни для путников».(Аль-Бухари, 2739)

— во-вторых, многочисленные сообщения и легенды о некоторых личных вещах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые передаются со времён сподвижников по сей день, зачастую оказываются недостоверными. Недостоверность многих историй возвращается либо к недостоверности цепочки передатчиков, либо к недостоверности приписывания той или иной вещи к Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

Ахмад Тимур Паша в своей книге «Оставленные вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха)» пишет:«Не секрет, что некоторые предания, возможно, являются достоверными. Однако мы не видели никого из тех, кому можно доверять, чтобы он подтвердил бы или отрицал бы эти предания. Поэтому, только один Аллах знает об этом лучше. По поводу некоторых из этих преданий, не будем скрывать, есть сомнения».(См.«Аль-асар ан-набауийя», стр. 78.)

— в-третьих, достоверно известно о потере многих личных вещей Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

На протяжении истории со времён сподвижников и по сей день, во время войн, смут и прочего многие вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были утеряны. Например, потерян серебряный перстень, который Усман (да будет доволен им Аллах) уронил в колодец. (Аль-Бухари, 5873, Муслим, 2091)

Кроме того, некоторые люди, у кого имелись личные вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха), завещали похоронить их вместе с этими вещами (так было, например, с волосом Пророка, мир ему и благословение Аллаха).

— в-четвёртых, обратите внимание на то, как много стало людей, заявляющих об обладании волосами Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или другими вещами. Подобное утверждение широко распространилось во многих странах Исламского мира. В одном только Стамбуле в 1327 году по хиджри существовало 43 волоса, приписываемых к Пророку, 25 из которых было раздарено, а 18 осталось. (см: «Аль-асар ан-набауийя», с. 91).

Понятно, что все эти останки, приписываемые к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) являются сомнительными, их достоверность ещё нужно доказать. Но как это сделать? Некоторые современные ученые так и пишут: «Всем нам прекрасно известно, что вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха), такие как его одежда, волосы, прочие останки были потеряны. И невозможно в наше время достоверно и убедительно доказать существование этих вещей».(См. «Ат-тауассуль виды и их положение», стр. 146.)

Необходимо учитывать тот временной промежуток между временем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нашим временем, это более 1400 лет! Кроме того, всегда было большое количество обманщиков и шарлатанов, которых ничто не останавливало, если они хотели возвести ложь на Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

В-шестых, лучшее благословение от Пророка – это следование его Сунне.

Давайте помнить, что наилучшим перениманием благословения от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) является следование его Сунне. Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал прекрасные слова по этому поводу: «Благословение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) для жителей Медины, когда он прибыл в их город, состояло в том, что они уверовали в него и покорились ему. По причине этого благословения они добились счастья и в этом мире, и в следующем. Таким образом, каждый верующий, который уверует в Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и покорится ему, добьётся благословения Посланника (мир ему и благословение Аллаха) по причине своей веры и покорности, достигнет стольких благ обоих миров, о чём знает только один Аллах».(«Маджму’ фатауа», 11\113.)

Благословение, которым Всевышний Аллах наделил своих пророков и посланников, является чудом и знамением. Однако давайте посмотрим ещё раз, для чего Всевышний Аллах посылал своих пророков. Разве не для того, чтобы призывать людей поклоняться только одному Аллаху? А раз так, то не нужно привязываться к вещам, ведь в дальнейшем это чревато тем, что может превратиться в многобожие. Тем более, как уже было сказано, нет уверенности, что те вещи, которые нам сегодня показывают, действительно являются вещами Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме того, следует заметить, что перенимание благословения от вещей Пророка (мир ему и благословение Аллаха) превратилось в некую церемонию. Но на это уже точно нет никаких доказательств в законах Ислама – Шариате.

Уа Аллаху аълям

 

3 responses to “Испрашивание Табаррук — когда это является ширкам, а когда бидъатом и путем ведущим к ширку?

  1. missismaryam78

    Ноябрь 8, 2014 at 8:18 дп

    В русском языке слово «благословил» так же может означать: «дал свое согласие».Например:»отец благословил брак дочери»,то есть дал на брак свое разрешение.

    Это на заметку перегибщикам.

     
  2. missismaryam78

    Ноябрь 8, 2014 at 9:19 дп

    Знаем одного человека,обладателя волоса Пророка (с. а.с ),как он думает,так он еще и утверждает,что этот волос растет постоянно.Какая же длинна должна быть у этого волоса за 1400 лет если он растет? Бред какой то.

     
  3. Админ сайта

    Июнь 30, 2015 at 12:12 дп

    Передает имам аз-Захаби:
    «Абдуллах ибн Ахмад (аль-Ханбали) сказал: «Я видел, как мой отец взял один волосок из волос Пророка (с.а.в.) и клал его к себе в рот и целовал его.
    А также я видел его, как он клал этот волос себе на глаз (когда его глаза болели) и опускал его в воду, а потом пил её, чтобы получить исцеление.
    И я видел, как он брал деревянную тарелку Пророка (с.а.в.), лил в неё воду и пил её,
    и (я видел) как он пил из нее воду замзам и мыл ею свои руки и лицо…»

    Дальше говорит имам аз-Захаби:
    «И установлено от Абдуллаха (сына Ахмада), что он спросил своего отца о тех, кто собирает пыль с минбара Пророка (с.а.в.) и обтирает своими руками об его камень,
    и тот (т.е. имам Ахмад) сказал:
    “Я не вижу в этом проблемы. Прибегаю к Аллаху от мнения хариджитов и от (их) бидаатов!”» (См. «Сиру аалями нубаля» ст.212)

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: