RSS

ГЛАВА 8 Выполнение Шариата на практике

25

В этой части я объяснил об элементах Ислама, которые человек должен знать и применять на практике для того, чтобы считаться внешне перешедшим из куфра в Ислам, а внутреннее положение мы передаем на суд Аллаху. Эту часть я завершил описанием связи между верой и ее столпами с Исламом (наружными деяниями)

Имам Шаукани говорит: «Произносить свидетельство только языком и не выполнять на практике все его требования не дает человеку статус муслима. Несомненно, что если бы мекканские мушрики произносили бы свидетельство и вместе с этим продолжали бы поклоняться своим божествам, они не считались бы муслимами. (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 40)

Шайх Абдур-Рахман ибн Мухаммад б. Касым сказал следующее: «От ибн Умара передано, что посланник (с.а.в.) сказал: «Мне велено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулюллах», пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”

Под людьми подразумеваются мушрики. Свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах» означает знать смысл свидетельства и на практике выполнять все его условия.

«пока не станут делать намаз и давать закят» – В этой части хадиса упомянуты два столпа Ислама, без которых Ислам у человека недействителен.

«уберегут от меня свою кровь и имущество» – тогда сражение с ними прекратится, пока они не сделают что-нибудь противоречащее двум свидетельствам.

«Кроме соответствующих прав Ислама на это» – означает подчинение остальным положениям Ислама. Абу Бакр сказал: «Если они не отдадут мне даже маленького козленка, которого давали раньше посланнику Аллаха (с.а.в.) я открою им войну» (имея ввиду закат).

(Аль-Ихкам шарху Усуль аль-Ахкам, том 4, стр. 400)

 

Ибн Къайим сказал:

Таухид означает не только признавать, что кроме Аллаха нет другого творца, господа, хозяина и повелителя. Ведь арабские многобожники и так признавали это и несмотря на это продолжали считаться мушриками. Таухид также содержит в себе любовь к Аллаху, повиновение всем приказам Аллаха, полное подчинение законам Аллаха. Это включает в себя искреннее поклонение Аллаху, очищая перед Ним религию, полностью подчинить свои слова и деяния воле великого Аллаха. Запрещать то, что запретил Он; разрешать то, что разрешил Он; любить то, что любит Он; питать неприязнь и вражду, чем недоволен Он.

Все это неотъемлемые составные таухида. Тот, кто познает эту сторону дела, сможет понять следующее высказывание посланника Аллаха: «Аллах запрещает адский огонь тому, кто скажет «Ля иляха илля Аллах» искренне, желая этим довольства Аллаха». (Муслим).

Также посланник сказал: «Не войдет в огонь тот, кто сказал «Ля иляха илля Аллах».

Некоторые ученые затруднились в объяснении этих и им подобных хадисов. Они увидели противоречие между этими хадисам и другими нассами, (т.е. в объяснении о) обещающие наказание за совершение грехов, кроме ширка и куфра. Некоторые даже сказали, что эти хадисы упразднены другими хадисами и аятами. Другие сказали, что эти хадисы были сказаны, когда еще не были ниспущены фарды и харамы (и наказание за совершение этих харамов и покидание фардов еще не было установлено).

Другие растолковали выражение «не войдет в огонь» как «не будет находиться там вечно», то есть если приверженец таухида совершит грех, то может войти в огонь, но не вечно, в отличие от тех, кто таухид покинул.

Посланник Аллаха (с.а.в.) не сказал эти хадисы для тех, кто просто произнесет свидетельство только языком. Такое предположение противоречит всем известным истинам и основам религии, которые знают все муслимы, как минимум акиды. Ведь двуличные тоже произносили свидетельство языками, но в то же время они будут занимать место в нижних слоях ада, как это ясно и сообщает нам Коран.

Следовательно, произносить свидетельство только языком недостаточно. Свидетельство также должно быть выполнено и внутренне, в сердце.

Для того чтобы выполнить сердцем требования свидетельства нужно знать его смыслы и признавать их. Нужно знать и на практике выполнять отрицательную (Ля иляха – отвергать тагутов и мушриков) и положительную (илля Аллах – направляться к Аллаху и муслимам) составные свидетельства.

Человек должен отвергнуть всех божеств и господ кроме Аллаха, насколько это предусматривает свидетельство и одновременно должен знать об Аллахе столько, сколько предусмотрено таухидом (т.е. его основа). Это необходимо для того, чтобы он не придавал свойства Аллаха другим, кроме Него.

Вот, человек произносящий слово единобожия должен все это знать, верить без всякого сомнения и выполнять все практические следствия таухида. Только в таком случае свидетельство, произнесенное им, станет преградой для адского огня.

Чтобы лучше понять поразмышляйте над известном хадисом о листке. Нужно иметь ввиду, что каждый единобожник должен совершить этот листок таухида.

Теперь подумайте: Что сделало этот маленький листок таким тяжелым?

Почему он смог перевесить такие огромные списки с грехами?                                                               (Мадаридж ас-Саликин)

 

Мухаммад бин Абдуль-Уаххаб сказал:

«Существует много видов противодействия таухиду (кфров) и соответственно различные группы людей по-разному нарушают свой таухид.

Самая злостная в отношении к таухиду партия это те, которые противодействуют Исламу во всех сферах.

Они взяли ширк за образ жизни и отвергли таухид, объявив его ложным. На сегодняшний день многие люди из этой группы.

Другая группа людей, несмотря на то, что они поклоняются только Аллаху; не делают такфир мушриков и не проявляют враждебности к ним».

Несомненно, что тот, кто не делает такфир мушриков, не знает таухид и не применяет его на практике; ибо таухид имеет смысл при наличии совершения такфира мушриков и тагута.

В книге «Пути избавления от уаля с мушриками и муртаддами» Надждского ученого Хамд бин Али бин Атика пишется:

Вопрос: Что вы скажете о таких людях, которые с одной стороны принимают и любят Ислам, но с другой стороны не показывают враждебности мушрикам или показывают враждебность, но не делают такфир мушриков или же говорят «я муслим, но не могу делать такфир тех, кто произносит «Ла иляха илля Аллах», так может быть он делает ширк по незнанию».

Ответ: Для того чтобы человек стал муслимом он должен принять Ислам полностью и полностью выполнять его на практике. Тот, кто берет одну часть Ислама и не принимает другую, есть кафир.

Положение его таково как положение тех, кого Аллах описал в следующем аяте: «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников, говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других». И хотят найти между этим путь, – они – неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!» (4/150, 151) .

Поэтому тот, кто говорит «Я не стану проявлять враждебность мушрикам» или «Я буду проявлять враждебность, но не могу делать такфир их» ни в коем случае муслимом быть не может. Аллах обязал проявлять мушрикам враждебность, прерывать с ними связи и делать их такфир.

Абу Бакр послал Икриме б. абу Джахля и Хузайфу б. Михсан аль-Барики воевать с вероотступниками города Даба в Уммане. Они взяли город в осаду и держали в осаде около месяца. Жители города, поняв, что им будет тяжело, послали Хузайфе послов с предложением перемирия.

Хузайфа сказал: «Нет, между нами будет или уничтожительная битва или вы унизительно покоритесь».

Когда они спросили: «Мы знаем, что такое уничтожительная война, но что значит унизительное покорство?», Хузайфа ответил: «Вы должны засвидетельствовать, что наши погибшие в раю, а ваши в аду; что вы были на ложном пути, а мы на истинном. Все то, что вы взяли у нас возвращаете; то, что взяли мы не возвращаем».

Затем Хузайфа приказал им разоружившись выйти из крепости. Они подчинились.

Мусульмане, войдя в город, убили предводителей, женщин и детей отправили в Медину в качестве слуг“. (См сиру Мухаммада б. Абдуль-Уаххаба)

Из этих преданий видно, что обычно добрый и мягкосердечный Абу Бакр, когда дело касается ислама, становится жестким и неуступчивым. После смерти посланника (с.а.в.) многие отступились от веры.

Абу Бакр принимал жесткие меры, чтобы предотвратить размывание ислама. Только так можно было сохранить и упрочнить ислам. Поэтому те из вероотступников, что возвращались обратно, для того чтобы вход их в ислам был бы действителен, должны были полностью принять то из ислама, что отвергли до этого; иначе вход их не считался действительным. А также они должны были отвергнуть то, принятие чего вывело их из ислама до этого. Причем отвержение должно было быть полным, недостаточно было покинуть это только на практике. Например, если некто не делает на практике ширк, но наряду с этим не питает ненависти к ширку, или не принимает то деяние за ширк, или не проявляет враждебности к тому, кто ширк делает, или не считает за мушрика того кто ширк совершает,или не считает что мушрик заслуживает ада, то не считается, что он отверг ширк.

Поэтому то сам Абу Бакр и начальники войск, которые знали это, принуждали вероотступников и на теоретической основе отвергнуть куфр, заставляя свидетельствовать, что они до этого были на ложном пути, что умершие на этом пути умерли как кафиры и попадут в ад.

Пока кафиры не принимали этого, Абу Бакр не принимал их ислам, т.е. вероотступники не становились мусульманами до тех пор, пока не сделают такфир кафиров и самих себя. Также мы знаем, что среди отступившихся племен были и невежественные люди, которые по незнанию своему последовали за  предводителям – вероотступникам. Абу Бакр не делая разницы между знающими и незнающими, заставлял делать такфир всех, воевал и брал в плен всех, т.е. он не принимал незнание за оправдание.

И никто из сахабов, в том числе и Умар не возразили на то, что Абу Бакр заставлял сдающихся делать такфир самих себя. Все сахабы со своим халифом вели одинаковую стратегию в этих войнах для сохранения ислама. Это показывает, что в этом вопросе образовалась иджма.

Абдур-Рахман б. Хасан сказал:

Из хадиса «»Кто скажет «Ля иляха илля Аллах» и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха – Аллах запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаху” мы понимаем, что посланник Аллаха (с.а.в.) условием неприкосновенности жизни и имущества сделал две вещи:

1) Сказать свидетельство, зная все его смыслы, будучи полностью уверенным, искренне очищая перед Аллахом религию. Это условие было упомянуто раньше в предыдущих хадисах.

2) Отвергать всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (ложные божества, тагуты).

В этом хадисе посланник Аллаха (с.а.в.) не посчитал достаточным условием для неприкосновенности жизни и имущества только формальное произнесение свидетельства. Для сохранения жизни и имущества человек обязан претворить свидетельство в свою жизнь, выполнять его условия на практике.

Этот хадис по смыслу аналогичен следующему аяту:  “Кто отверг тагута и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять (ислам, таухид), которая никогда не сломается». (Корова(2), 256)

(Затем писатель приводит слова Мухаммада б. Абдуль-Уаххаба из «Китабут-Таухида» и продолжает:)

Вот это – необходимое условия для действительности свидетельства. Аллах повелевает: «И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия полностью не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят … то ведь Аллах видит то, что они делают!” (Добыча(8), 39)

 «А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллах – Прощающий, Всемилостивый!» (Покаяние(9), 5)

Здесь Аллах приказал нам сражаться с ними, пока они не покинут ширки, направят свои деяния только к Аллаху, и пока не будут выполнять намаз и давать закят.

Муслим передает хадис с передачей от абу Хурайры:

Расулуллах (с.а.в.) сказал: «Мне велено сражаться с людьми пока они не засвидетельствуют «Ля иляха илля Аллах» и не уверуют в меня и в то, что я принес (Коран и сунна). Кто сделает это, уберег от меня свое имущество и себя. Личные их счеты принадлежат Аллаху».

В «Сахихайне» с передачей от Абдуллаха б. Умара передается:

Расулуллах (с.а.в.) сказал: «Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулюллах»…”

Эти два хадиса являются как бы тафсирами вышеприведенных аятов.

Несомненно, что среди ученых не существует разногласий в том, что необходимо сражаться с тем, кто не знает смысла свидетельства или не выполняет на практике его требования и условия, даже если языком он произносит свидетельство. (Фатхуль-Маджид, стр. 111)

Сулайман б. Абдуллах на странице 51-ой книги » Тайсир аль-Азиз аль-Хамид» говорит следующее:

Кто направит какой-нибудь вид поклонения не Аллаху, станет мушриком, даже если говорит «Ля иляха илля Аллах». Это так потому, что он не выполнил условия этого слова, касающиеся таухида и чистоты религии. (Затем на 58-ой странице продолжает): Выражения «Кто будет единить Аллах», «Кто отвергнет тех, кому поклоняются вместо Аллаха» и т.п., использованные в хадисах посланника Аллаха (с.а.в.),

Наводят нас на мысль, что посланник как бы предупреждает нас, что могут быть такие люди, которые произносят «Ля иляха илля Аллах», но при этом совершают деяния куфра и ширка. Таковых мы наблюдаем среди иудеев, христиан, двуличных и могилопоклонников. Прочитав некоторые хадисы, некоторые могут подумать, что посланник (с.а.в.) призывал людей только к произношению «Ля иляха илля Аллах».

Полагать так величайшее невежество. Наоборот, посланник Аллаха (с.а.в) призывал людей произносить свидетельство  осознанно, зная его смысл, на практике выполнять все его требования и следствия.

Поэтому то мушрики и говорили: «Когда им говорили: «Ля иляха илля Аллах», – они превозносились и говорили: «Откажемся ли мы от божеств наших из-за какого-то безумного поэта?» (Стоящие в Ряд(37), 35)

«И дивились они, что пришел к ним увещатель из них. И говорили неверные: «Это – волшебник, лжец! Неужели он обратил божеств в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!»». (Сад(38), 4-5)

Вот поэтому они отказывались произносить «Ля иляха илля Аллах». Если они произнесли бы свидетельство и продолжали бы поклоняться лату, уззе и манату, то ни в коем случае не считались бы муслимами.

Посланник Аллаха (с.а.в.) продолжал бы с ними сражаться до того времени пока они не покинули бы все ширки и направились бы только Аллаху. И вообще это такой вопрос, подкрепленный книгой, сунной и иджмой, незнание которого недопустимо и неизбежно.

Ибн Таймия сказал: Одна группа иудеев пришла к посланнику (с.а.в.) и сказала: «Мы свидетельствуем, что ты посланник Аллаха». Посланник (с.а.в.) тогда спросил: «Что же вы тогда не следуете за мной?». Они ответили: «Мы опасаемся иудеев» Из этого стало ясно просто знать сердцем истину и сообщать её языком недостаточно для наличия веры. Для того чтобы вера стала действительной, необходимо на практике не совершать деяний противоположных вере. В аналогичном положении был и Абу Талиб. Существует много преданий о том, что он признавал посланника. От него передается вот такой стих: «Я узнал, что религия Мухаммада лучшая из всех». Но из-за опасения, что его племя осудит его, он избежал признания таухида на практике. (Маджмуъуль-Фатауа, том 7)

Имам ибн Таймия говорит: Единобожие, которые принимают философы, не есть единение Аллаха в поклонении и в деяниях. Их единобожие теоретическое, не имеющее отображения в деяниях. А то единобожие, которое принесли посланники, оно опирается на единении Аллаха в религии, поклонении, божественности и господственности. Философам чуждо и неведомо такое единобожие, наоборот единобожие, которое они предлагают, влечет за собой аннулирование имен и свойств Аллаха, а это есть куфр и заблуждение. И вообще это и является одним из главнейших источников ширка. Если они даже и не нарушат единобожие в именах и свойствах Аллаха. Например: «Придавать Аллаху подобающие Ему свойства и не придавать ущербные свойства, уподобляя Его творениям» — то все равно это единобожие будет теоретическим, не имеющим проявления на практике. Но это недостаточно для того, чтобы спастись от ада. Для этого они должны выполнить все требования свидетельства «Ля иляха илля Аллах», как  например: направлять поклонения только Аллаху, единить Его в божественности и отвергать тагутов и ложных божеств. Но они даже в теории не являются единобожниками; наоборот, они неверные, заблуждающиеся в именах и свойствах Аллаха.

… Хоть они и обладают известным умом, смекалкой и даже порядочностью, они не спасутся от ада и не войдут в рай пока не выполнят все вышеперечисленные положения — вера в Аллаха и единение Его во всем; поклонение только Ему, очищая пред Ним религию, вера в посланников и судный день, и выполнение практических следствий всего этого. Эти положения, которые обязаны выполнять все независимо от статуса или социального положения. Поэтому ученые теоретики в этом плане ничем не отличаются от теологов или правителей.Ничто их не избавит от ада кроме единобожия, веры в Единого Аллаха, посланников и  в судный день. Как мы и говорили, все эти положения есть следствия друг друга. Например, для того, чтобы поклонение Аллаху дало пользу, необходимо наличие веры в посланников и судный день, в противном случае человек, до которого дошел призыв, становится вечным обитателем ада. (Маджмуъуль-Фатауа, 9/35-38)

Имам ибн Таймия говорит: Посланники были посланы для того, чтобы призывать только к Аллаху. Как и передают коранические рассказы, они объясняли потустороннюю жизнь и подробно и вкратце. Но основа всего это единение Аллах в божественности. Поэтому посланники в первую очередь объясняли, что означает поклонение только Аллаху. Поэтому то посланники объясняли следующие три принципа, входящие в единобожие:

1. Вера в Аллаха.

2. Вера в судный день.

3. Выполнение соответствующих деяний на практике.

(Маджмуъуль-Фатауа, 17/125-126)

Также он сказал: Итак, стало ясно, что залогом спасения от ада и вхождения в рай является единение Аллаха и отвергание ширка, вера в посланников и судный день, и совершение соответствующих деяний на практике. Так вот среди ценностей этих философов нет места перечисленным положенииям — основам религии. Среди всего того, к чему они призывают, нет, например, единения Аллаха и отвержения ширка.

Мы можем даже сказать более: Почти любой вид ширка произошел в результате мнения или теории какого-нибудь философа. Они постоянно сами совершали ширк и призывали к этому людей.

Даже если некоторые и не призывают к ширку, то все равно это недостаточно, ибо нужно не только не призывать к ширку, нужно также запрещать людям ширк. Если человек не будет запрещать ширк, он не сможет избавиться от того, чтобы быть показывающим согласие мушрикам, даже если при этом и будет предпочитать единобожников. Это очень важный вопрос, поэтому крайне необходимо его понять. Во многих их книгах (суфистоф и им подобных) я встречал призывы к поклонению звездам, ангелам, посланникам и различным духам. Когда они призывают к единобожию, они не подразумевают единобожие в поклонении.

Их единобожие остается на теоретическом плане, не входя в область деяний и поклонений.

Но в единобожии, которое принесли посланники Аллаха, обязательно содержатся следующие положения: Религию придавать только Аллаху, очищая ее пред Ним; поклоняться только Ему, никого не приобщая Ему в поклонении.

Но они вообще незнакомы с этим единобожием и наоборот то, что они называют единобожием, на самом деле аннулирование атрибутов и свойств Аллаха. Кроме этого там есть много заблуждений, которые влекут к куфру и ширку. (Маджмуьуль-Фатауа, 18/53-58)

Просто признавать Ислам, без соответствующего выполнения всех следствий и требований, не делает человека муслимом. Согласно единогласному мнению всех сахабов, табиина и имамов Ахлю-Сунны для того, чтобы человек вошел в Ислам, вместе с признанием он также должен на практике выполнять все необходимые положения Ислама.

Войти в рай возможно только с таухидом, верой в посланников и судный день и выполнением следствий всего этого на практике. Мушрик же подвергается наказанию в обоих мирах после того, как до него дойдет призыв. Если до него не дошел призыв, то он не подвергается наказанию сразу, но и не награждается раем, ибо в рай могут войти только обладатели единобожия.
Ибн Таймия передает от ибн Абдиль-Барра:

Имеется разница между совместным и раздельным употреблением слов «вера» и «ислам».

Взаимосвязь между этими двумя феноменами похожа на взаимосвязь между двумя частями свидетельства («Ля иляха илля Аллах» и «Мухаммадун расулюллах»). Вообще то, эти две составные сами по себе разные вещи, но они так взаимосвязаны, что составляют одно неразрывное целое так, что одна составная не имеет силы без наличия другой. Вот и вера с Исламом точно так же взаимосвязаны. У кого нет Ислама, тот не может быть обладателем веры и, наоборот, у кого нет веры, тот не может быть обладателем Ислама. Обнаружение Ислама со стороны человека — обладателя веры есть явление неотвратимое. Точно также нет возможности случиться такому, что у человека был бы Ислам, но не было бы минимума веры, необходимой для действительности Ислама. Это так потому, что Аллах для деяний привязал условием веру и для веры привязал условием деяния:

 «А кто творил добрые дела, будучи при этом верующим, — не будет отвергнуто его старание, и Мы для него их (деяния) запишем». (Пророки, 94)

Здесь для действительности деяний поставлено условие — наличие веры. «А кто предстанет пред ним верующим, совершив праведные деяния, для тех — высшие ступени» (Та ха, 75)

Здесь же для действительности веры поставлено условие — наличие деяний.

Поэтому тот, кто внешне выглядит обладателем Ислама, а причина этому не вера, что в сердце, то такой человек есть неверный по причине двуличия.

Кто же искренен и по-своему верит, но не следует положениям Ислама, таковой есть неверный по причине того, что его таухид не завершился.

Муслимом может быть только тот, кто признал Аллаха и посланника (с.а.в.), уверовал в то, что приносит посланник от Аллаха и на практике выполняет все следствия Ислама. Если это было бы не так, как мы сказали, а как-то по-другому (то есть если вера и Ислам не составляли бы одно неразрывное целое), то

было бы возможно существование муслимов, не являющихся верующими, и верующих, не являющихся муслимами. Но все сторонники къиблы (все мусульмане) проявили единогласие в том, что каждый верующий неминуемо является муслимом и каждый муслим неминуемо является верующим в Аллаха, ангелов и книги. (Маджмуъуль-Фатауа, 7/269-270)

Судья абу Бакр б. аль-Араби сказал:

Кто скажет, что вера состоит из знания, слова (обнаружение веры языком) и деяния, тот объединит все концепции о составе веры. Методологии и лингвистика также наталкивают нас на верность такого объединения. К примеру, проследим явление с точки лингвистики:

Деяние или подтверждает или опровергает слово. Имеется близкий к этому по смыслу хадис:

Посланник (с.а.в.) сказал: «Глаза тоже прелюбодействуют, и руки тоже прелюбодействуют, и душа тоже чувствует похоть и сладострастие. Детородный орган же или подтверждает или опровергает их прелюбодействие » (то есть, Аллаху аълам, смысл хадиса следующий:

Если человек совершит прелюбодеяние непосредственно органом, то прелюбодеяние других органов подтвердится, в противном случае опровергнется)

Подобно этому человек знает свидетельство «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулюллах», и затем как следствие своего знания произносит их языком, а затем претворяет это на практике.

Теперь стала явственной очередность знания, слова и деяний, которые в совокупности составляют веру. (Ахкам аль-Къур’ан, 2/945)

Ибн Таймия сказал: Согласно Исламу, мы неизбежно (то есть, здесь незнание не оправдание) знаем, что человек признающий в сердце посланничество становится неверным, если он не воплотит это признание на практике. Например, если он не будет его любить, проявлять уважение и т.д. (Маджмуъуль-Фатауа, 7/131)

Вера и ислам (наружные деяния) неразрывно взаимосвязаны. Ислам, сам по себе, без соответствующей веры, недействителен. Точно также вера недействительна без соответствующего ислама. Вера это знание, признание, убежденность, любовь, обнаружение веры языком, следование и выполнение деяний на практике.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: