RSS

ГЛАВА 7 Отличие манхаджа саляфов от мурджиитских воззрений

25

Секта мурджиа придерживается мнения, что истинный иман состоит только лишь из подтверждения сердцем. Некоторые ответвления мурджии для того, чтобы было возможно выполнять мирские хукмы добавили к этому подтверждение языком, но по мнению большинства из них подтверждение языком не входит в истинный иман. Они считают что иман – это только тасдик (подтверждение) сердца:

А Иман он не состоит из отделов, а единое целое. Потому что подтверждение едино.

А значит, если нет его частей и если он исчезнет, то исчезнет и все целое.

Так же они считают что, Иман не прибавляется и не убавляется. Потому что подтверждение цельное.

И если оно будет снижаться, то превратится в сомнение, а это куфр.Среди верующих нет разницы в имане.

У них у всех иман на одном уровне имана Пророка а.с. и даже Джибрила а.с. и Микаила а.с., так как иман есть единое целое.

Они считают что деяния не из имана. Деяния лишь плоды имана. Деяния называют иманом только лишь в переносном смысле. Фасик и фаджир – совершенные иманом верующие до тех пор, пока подтверждают.

У верующих нет преимуществ друг перед другом. Так как у них иман в одинаковой степени.

У них лишь есть разница по степени деяний.

Так же по их мнению, нельзя делать отличия в имане, то есть говорить «я мумин иншаллах», потому что это сомнение. Куфр – это только лишь сочтение ложью (такзиб), либо отрицание и сочтение дозволенным (истихлал), которые переходят в такзиб (считать ложью). Потому что куфр это противоположное иману.

А иман – это только лишь подтверждение сердцем.

После этой фундаментальной обшибки (в понятиях об имане) мурджииты разошлись во мнениях

и разделились на секты в вопросе участи совершившего куфр и сказавшего слово куфра:

— Асариты и факихи из мурджиитов сочли его кафиром внешне и внутренне, но не по причине того, что он сказал или совершил куфр. По их мнению слово или деяние куфра показывает, что этот человек в сердце считает ложью (такзиб) и по этой причине он кафир.

— Джахмия говорит так: совершивший или сказавший куфр внешне кафир, так как это действие описано как куфр. Но если он продолжает подтверждение сердцем, то возможно, что он верующий. Саляфы сделали такфир тем (т.е. джахмитам), кто говорит такие слова по причине того, что они пошли против явных указаний.

— Широко распространенные сегодня и составившие множество полных заблуждения книг крайние мурджииты говорят так: только если совершивший куфр станет отрицать хукм куфра или сочтет содеянное халялем и объявит об этом в открытую ему можно сделать такфир. Саляфы и им сделали такфир, по причине отрицания явных указаний на неверие тех, кто совершил или сказал куфр.

Хафиз ибн Хаджар сказал так:

«Словарное значение слова иман – это подтверждение (тасдик). Его шариатское значение – это подтверждение и сочтение истиной ниспосланного Господом его Посланнику а.с. откровения. Это определение имана является общепринятым.

Но после этого возникает следующее разногласие: поскольку подтверждение есть деяние сердца, является ли обязательным условием подтверждение языком и подтверждение деяниями того, что в сердце?…

Саляфы сказали, что иман – это верование сердцем, произнесение языком, выполнение органами тела.

Это определение подразумевает, что деяния – условие цельности имана. Из этого определения происходит выражение об уменьшении и увеличении имана.

Мурджиа говорит: «Иман – это верование сердцем и произнесение языком».

Каррамия говорит: «Иман – это произнесение языком».

Мутазилия говорит: «Иман – это деяния, произнесение языком и верование сердцем».

Разница между саляфами и мутазилитами в том, что саляфы считают деяния условием для совершенности имана, а мутазилиты – для его действительности».

Что касается второй особенности, то саляфы сказали, что иман увеличивается и уменьшается. Калямиты в большинстве своем отрицают это. Они считают, что тот кто примет это, тот усомнится в своем имане.

Навави так сказал: «При увеличении изысканий и обнаружении далилов либо при обратном процессе тасдиг (подтверждение) человека повышается или уменьшается. Именно повышение тасдика есть повышение имана, а его понижение есть понижение имана. Это самая явная истина. Поэтому иман Абу Бакра был сильнее, чем у всех остальных. Потому что он не испытал никаких сомнений. Каждый человек знает, что убежденность и упование в его сердце не всегда на одном уровне, иногда больше. Поэтому тасдиг и знание растет в соответствии с ясностью и числом далилов».

В своем труде под названием «Китаби-Сунна» Аль-Лалякай передает от Бухари: «Я встретил более тысячи алимов в регионах где побывал. Среди них не было никого, кто не подтвердил, что иман – это слово и деяние, и что он повышается и уменьшается». (Фатхуль-Бари, 1/46-47)

Определение имана, данное Хафизом ибн Хаджаром не совсем точное. Потому что саляфы не считают все деяния необходимыми для совершенного имана. Саляфы считают, что есть деяния, без которых нет имана вообще, и есть деяния, с которыми иман совершенен и без которых несовершенен.

Ошибка имама ибн Хаджара связанна с тем, что в его вероубеждении присутствовали взгляды асаритов, и именно асариты принимают иман, как подтверждение (тасдик).

Это замешательство, в которое впали некоторые, разъясняет ибн Таймия: 

«Если кто то извещает очевидные вещи, например: «взошло солнце», то ответить ему «аманнаху»(верим) не правильно, нужно ответить «садакнаху» (правду сказал, подтверждаю), потому что слово «аль-иман» происходит от «аль-амн»…» (Китабуль-Иман, с.276, аль-Иман аль-Авсат, Маджмууль-Фатава, 7/71)

В другом месте он говори:

«В словаре слово «аль-иман» не является антонимом слова «такзиб» (счесть ложью), его антонимом  является слово «тасдик» (подтвердить)… Слово «аль-куфр» является противоположным иману. Принято говорить «он мумин (верующий)» или «он кафир», и куфр не ограничивается такзибом. И если кто то скажет: «Я знаю, что ты правду говоришь, но я не подчинюсь, напротив буду с тобой враждовать, ненавидеть тебя, противостоять тебе и не стану уступать», то его куфр еще больше. Как видно, противоположность имана куфр не есть такзиб, таким образом и иман не есть тасдиг. (Китабуль-Иман, с. 277)

А также шейх сказал:

«Иблис, Фараон и иудеи были суть кафирами не по причине отсутствия тасдика или знания…». (Маджмууль-Фатава, 7/534)

Ибн Теймия в другом месте опять же сказал:

«Тот кто считает, что иман состоит из подтверждения сердцем (тасдик), утверждает следующее: ни один из кафиров в Аду не подтверждает Аллаха, ни Иблис, ни кто другой… Но есть указания в Коране, что кафиры при жизни подтверждают Господа. Даже Фараон, в открытую объявивший, что считает Аллаха ложью, в сердце своем подтверждал: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости». (Муравьи, 14) Или как сказал Муса а. с. Фараону: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений». (Перенес Ночью, 102)

Несмотря на это Фараон не стал верующим. Напротив, Муса сказал так: «О, наш Господь! Уничтожь их имущество и запечатай им сердца, чтобы они не уверовали, пока не увидят жестокого наказания!» (Юнус, 88)

В другом месте Аллах с.т. указал на то, что кафиры признают Создателя: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах»». (Украшения, 87)»  (Маджмууль-Фатава, 7/150-152)

И Ибн Таймия так разъясняет мазхаб мурджиа: 

«Иман – только лишь подтверждение и знание сердца. Но у этого подтверждения есть ряд условий. Невыполнение этих условий показывает отсутствие подтверждения в сердце. То же самое и с любым внешним действием или словом названным куфром в шариате, потому что такое действие показывает отсутствие в сердце подтверждения и знания.

Это более известное из двух мнений Абу Хасана аль-Асари. Его товарищи Кади Абу Бакр, Абиль-Маали и другие придерживаются того же мнения и поэтому алимы относят их к мурджиа». (Маджмууль-Фатава, 13/47)

А также он сказал о манхадже джахмитов:

«Иман – это только лишь подтверждение сердца. Человек может и не произнести это языком. Таких слов не слышали ни от одного из алимов Уммы. Имамы Ахмад, Ваки и другие сделали такфир тем, кто так говорит. Только аль-Асари и его товарищи поддержали это мнение, но наряду с этим сказали, что поддерживают хукм куфра того, о чьем куфре сказано в шариате, и считают такой хукм в шариате далилем на отсутствие понимания в сердце (марифатуль-кальб) человека совершившего куфр». (Маджмууль-Фатава,13/47)

———————————————————————————————————-

Из всего вышесказанного следует, что только лишь подтверждение сердцем не достаточно, чтобы быть верующим, поэтому мы говорим, что Иблис – кафир. Он подтверждал Аллаха со всеми его именами и сыфатами. Но он стал кафиром по причине совершенного деяния.

Мусульмане первого периода не разногласили в этих вопросах, для них это было ясным понятием и неопровержимой истиной. Поздние поколения после переводов греческой философии на арабский стали вдаваться в словесную науку и спутали шариатские смыслы религиозных слов со словарными настолько, что впали в сомнения и разделились на секты.

Большинство этих сект применили новые термины для понимания таких слов, как иман и ислам, и отдали преимущество словарному смыслу слов. И иман стали понимать только лишь в его словарном смысле, а потому свели его только к подтверждению (тасдик).

Ибн Таймия сказал об этом:

«Многие из поздних не могут отличить мазхаб саляфа от воззрений мурджии и джахмии. Потому что при том, что большинство воззрений взято от  саляфов и ахлюль-хадиса, в вопросах имана они перемешаны со словами носителей убеждений джахмии и мурджии. Они думают, что отличают мнения этих двух груп или отличают их мнения от мнения саляфов». (Маджмууль-Фатава, 7/364)

Выше мы привели примером слова алимов из Ахлю-Сунны, но во многих вопросах перенявших взгляды асаритов, и разъяснили их ошибки в вопросах имана, приведя прекрасные ответы ибн Таймии по этому поводу.

В этом вопросе достаточно тех аятов Корана, которые они привели.

Один из алимов допустивших такие ошибки был испанский алим ибн Хазм аль-Андалуси.

Он тоже, хоть и считал деяния проявлением имана, все же не считал деяния составной частью имана, противоположностью которого является куфр. То есть считал человека без деяний верующим, но с несовершенным и ущербным иманом.(аль-Фасль, 3/255,271; аль-Мухалля, 1/40)

По этой причине другой большой алим ибнуль-Джаузи аль-Ханбали отнес захирию (мазхаб ибн-Хазма) к мурджиитским мазхабам. (Талбису Иблис, с. 27)

Если мы дадим определение имана словами одного из ранних алимов-саляфов абу Абдуллах ибн Батта, то это будет так:

«Знайте – да смилостивится над вами Аллах! – Аллаху Тааля сделал фарзом для сердца понимание (марифат) о Себе и подтверждение (тасдик) Себя, посланников, писаний и всего, что есть в Сунне. Языку – произнести и утверждать это словом, телу и органам – выполнять то, что Он приказал и совершать деяния, которые Он сделал фарзом. Ни одно из перечисленного не считается совершенным без остального, и пока раб не обьеденит это все в себе, верующим он не считается». (аль-Ибана, 2/760-761)

Имам ибн Каййим сказал: 

«Как мы и ранее разъясняли, иман не есть лишь простое подтверждение (тастик). Это подтверждение, требующее подчинения и покорности». (ас-Салят, с.25)

Шейх Хафиз аль-Хакями в точности подтвердил эту мысль ибн Каййима:

«Те из Ахлю-Сунна, кто сказал, что иман в словарном смысле означает подтверждение, несомненно имели в виду подтверждение в смысле покорности, требующей полного внешнего и внутреннего подчинения». (Маариджуль-Кулюб, с.23)

Садуддин ат-Тафзани сказал так:

«Истинный тасдик (подтверждение) не значит верить не принимая и не слоняясь в правдивость вести или того, кто ее принес. Но принимая и склоняясь в той степени, чтобы это можно было назвать покорностью». (Шарху Агаидин-Насафия, с. 433)

Правильное мнение в том, что иман требует деяний, а человек совсем без деяний не имеет имана.

Чтобы подытожить тему истинного имана, приведем слова Имам Абу Бакр аль-Аджурри сказал:

«Выполнение органами указывает на подтверждение сердцем и языком. Кто не станет выполнять тахарат, намаз, закят, пост, хадж, джихад и подобные им деяния и ограничится лишь знанием (подтверждением) их, тот не мумин. Знание и произнесение не принесет ему пользы. Знай, что подобно тому, как выполнение деяний подтверждает (тасдик) иман, оставление их отрицает(такзиб) иман. Это мазхаб прежних и нынешних алимов. Кто скажет, что то кроме этого, тот низкий мурджиит. Отдаляйся от него ради своей веры!» (Ахляк аль-Уляма, 28; Китаб аш-Шариах, 102-103; Китаб арбаин ахадис, 40)

 

8 responses to “ГЛАВА 7 Отличие манхаджа саляфов от мурджиитских воззрений

  1. missismaryam78

    Август 26, 2014 at 10:53 дп

    Ассаляму алейкум.
    Цитирую:Некоторые ответвления мурджии для того, чтобы было возможно выполнять мирские хукмы добавили к этому подтверждение языком.Конец цитаты.(первый абзац)
    Скажите,пожалуйста,что значит:» чтобы было возможно выполнять мирские хукмы»?
    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
    • Админ сайта

      Август 26, 2014 at 10:23 пп

      Уа алейкумус-салам.
      Ну, некоторые мурджиты поняв свою глупость попытались как-то выкрутиться из положения и добавили то что «все токи иногда необходимо подтверждение языком», иначе по их логике вообще ислам можно не практиковать внешне, и даже большее, по их логике выходит так внешне можно практиковать иную веру и при этом оставаться мусульманином в душе.

       
  2. missismaryam78

    Август 30, 2014 at 12:41 дп

    АССАЛЯМУ алейкум.
    Цитирую:Разница между саляфами и мутазилитами в том, что саляфы считают деяния условием для совершенности имана, а мутазилиты – для его действительности».Конец цитаты.

    А разве здесь не наоборот:саляфы считают деяния условием для его действительности(имана),а не мутазилиты?

    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
  3. missismaryam78

    Август 30, 2014 at 12:55 дп

    Вот разъяснение,цитирую:Определение имана, данное Хафизом ибн Хаджаром не совсем точное. Потому что саляфы не считают все деяния необходимыми для совершенного имана. Саляфы считают, что есть деяния, без которых нет имана вообще, и есть деяния, с которыми иман совершенен и без которых несовершенен.Конец цитаты.

    Не понятна позиция мутазилитов,что они имели ввиду под условием действительности имана в смысле дел? Они считали все дела условием действительности?

    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
    • Админ сайта

      Август 30, 2014 at 1:45 дп

      Уа алейкумус-салам.
      Это ошибочное объяснения Ибн Хаджара аль-Аскалани.
      Воистину он сказал нечто удивительное и непонятное:
      — ни махаб саляфов толком не смог объяснить, ни мазхам муатазилитов. )

       
  4. missismaryam78

    Август 30, 2014 at 6:40 дп

    альбани также заблудился в этом вопросе,он говорил,что кто будет говорить ,что не читающий намаз кафир,то он встретится этим своим убеждением с убеждениями мутазилитов.

     
  5. missismaryam78

    Август 30, 2014 at 7:17 дп

    Все таки удивительно заблуждение мурджиитов,ведь Аллах во многих местах называет кафирами тех,кто отказался подчиниться Ему (иблис,фараон,мекканские мушрики) хотя они и признавали Аллаха в душе.А также есть много дел тела за которые Аллах выносит такфир.Ведь это все ясные доказательства,что дела тела из имана.Если было бы по другому,то и такфира бы не было за эти вещи,но он (такфир) есть.

     
  6. gariban01

    Январь 26, 2015 at 9:59 пп

    Пришел к имаму для спора один из числа мурджиитов, они говорили, что «Иман — это слово».
    Имам аш-Шафи: «И какого твоё мнение касательно этого?»
    Он: «Я считаю что иман — это слово.»
    Имам аш-Шафи: «На что ты ссылаешься? »
    Он: «На слова Всевышнего:
    ( إن الذين ءامنوا وعملو الصالحات ( البقر277)
    «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния». (Коран 2:227).
    Буква «و» (т.е. «и») разделяет между иманом (верой) и деянием. Иман — это слово, а деяния — это законоположения (шариат)».
    Имам аш-Шафи: «У тебя буква «و» (т.е. «и») разделяет?»
    Он: «Да!».
    Имам аш-Шафи: «В таком случае, ты поклонялся двум богам. Богу на востоке и богу на западе, потому что Всевышний сказал: {رب المشرقين ورب المغربين} «Господь востока и запада ..» (Поэты 28).
    Разозлился этот человек и сказал имаму: «Свят Аллах! Ты сделал меня идолопоклонником».
    Имам аш-Шафи: «Напротив, это ты сам себя сделал таким».
    Он: «Как?».
    Имам аш-Шафи: «Своим утверждением, что буква «و» (т.е. «и») разделяет».
    Он: «Воистину, я прошу Аллаха простить меня за то, что я говорил, наоборот я не поклоняюсь, кроме как Одному Господу. И я не буду говорить с сегодняшнего дня то, что буква «و» (т.е. «и») разделяет, а буду говорить: Поистине, Иман – это слова и дела, он может увеличиваться и уменьшаться».
    ______________________________
    ﺳﺄﻝ ﺭﺟﻞ ﻣﻦ ﺃﻫﻞ ﺑﻠﺦ ﺍﻟﺸﺎﻓﻌﻲ ﻋﻦ ﺍﻹﻳﻤﺎﻥ؟ ﻓﻘﺎﻝ ﻟﻠﺮﺟﻞ: ﻓﻤﺎ ﺗﻘﻮﻝ ﺃﻧﺖ ﻓﻴﻪ؟ ﻗﺎﻝ: ﺃﻗﻮﻝ: ﺇﻥ ﺍﻹﻳﻤﺎﻥ ﻗﻮﻝ. ﻗﺎﻝ: ﻭﻣﻦ ﺃﻳﻦ ﻗﻠﺖ؟ ﻗﺎﻝ: ﻣﻦ ﻗﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ: ))ﺇﻥ ﺍﻟﺬﻳﻦ ﺁﻣﻨﻮﺍ ﻭﻋﻤﻠﻮﺍ ﺍﻟﺼﺎﻟﺤﺎﺕ(( ﻓﺼﺎﺭ ﺍﻟﻮﺍﻭ ﻓﺼﻠًﺎ ﺑﻴﻦ ﺍﻹﻳﻤﺎﻥ ﻭﺍﻟﻌﻤﻞ، ﻓﺎﻹﻳﻤﺎﻥ ﻗﻮﻝ ﻭﺍﻷﻋﻤﺎﻝ ﺷﺮﺍﺋﻌﻪ. ﻓﻘﺎﻝ ﺍﻟﺸﺎﻓﻌﻲ: ﻭﻋﻨﺪﻙ ﺍﻟﻮﺍﻭ ﻓﺼﻞ؟ ﻗﺎﻝ: ﻧﻌﻢ. ﻗﺎﻝ: ﻓﺈﺫًﺍ ﻛﻨﺖ ﺗﻌﺒﺪ ﺇﻟﻬﻴﻦ؛ ﺇﻟﻬًﺎ ﻓﻲ ﺍﻟﻤﺸﺮﻕ ﻭﺇﻟﻬًﺎ ﻓﻲ ﺍﻟﻤﻐﺮﺏ؛ ﻷﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻳﻘﻮﻝ: ))ﺭﺏ ﺍﻟﻤﺸﺮﻗﻴﻦ ﻭﺭﺏ ﺍﻟﻤﻐﺮﺑﻴﻦ.(( ﻓﻐﻀﺐ ﺍﻟﺮﺟﻞ ﻭﻗﺎﻝ: ﺳﺒﺤﺎﻥ ﺍﻟﻠﻪ! ﺃﺟﻌﻠﺘﻨﻲ ﻭﺛﻨﻴًﺎ؟! ﻓﻘﺎﻝ ﺍﻟﺸﺎﻓﻌﻲ: ﺑﻞ ﺃﻧﺖ ﺟﻌﻠﺖ ﻧﻔﺴﻚ ﻛﺬﻟﻚ. ﻗﺎﻝ: ﻛﻴﻒ؟ ﻗﺎﻝ: ﺑﺰﻋﻤﻚ ﺃﻥ ﺍﻟﻮﺍﻭ ﻓﺼﻞ. ﻓﻘﺎﻝ ﺍﻟﺮﺟﻞ: ﻓﺈﻧﻲ ﺃﺳﺘﻐﻔﺮ ﺍﻟﻠﻪ ﻣﻤﺎ ﻗﻠﺖ، ﺑﻞ ﻻ ﺃﻋﺒﺪ ﺇﻻ ﺭﺑًﺎ ﻭﺍﺣﺪًﺍ، ﻭﻻ ﺃﻗﻮﻝ ﺑﻌﺪ ﺍﻟﻴﻮﻡ: ﺇﻥ ﺍﻟﻮﺍﻭ ﻓﺼﻞ، ﺑﻞ ﺃﻗﻮﻝ: ﺇﻥ ﺍﻹﻳﻤﺎﻥ ﻗﻮﻝ ﻭﻋﻤﻞ ﻳﺰﻳﺪ ﻭﻳﻨﻘﺺ
    (См. Абу На’им «аль-Хилья» 9/110.)

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: