RSS

ГЛАВА 4 Разница между причинами и видом куфра

ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ КУФРА

Есть  вещи, по причине которых выносится решение о куфре человека.

В мирском решении  они бывают двух видов: Слова и действия вводящие в куфр.

Оставление, какого либо деяния также входит сюда. Это то, что касается мирских хукмов-решений, знания же об истинном куфре в сердце человека нам не даны, а суждения о человеке выносятся на основании его действий и слов. Ахлю-с-Суннат единогласны (иджма) в том, что мирской хукм выносится на основании внешних проявлений.

Расулюллах (а.с.с.) указал на это, когда говорил: «ты разрезал ему сердце и посмотрел?» (муттафигун алейх). Выносить мирской хукм на основании деяний сердца нельзя.

Ибн Хаджар так выразил это воззрение: «Алимы единогласны в том, что мирской хукм выносится по внешним проявлениям. А все остальное в ведомстве Аллаха» (Фатхуль-Бари:12/273).

Слова и действия, которые делают человека кафиром, те о которых Аллах (с.т.) изначально объявил, что произносящий и совершающий их является кафиром. Следующие слова Ибн Таймии носят такой же смысл: «Кто скажет слово или совершит действие куфра, тот станет кафиром по причине этого» (ас-Сариму-ль-Маслюль:177ст.)

Отрицание (араб. «джахд», «джухуд») – это куфр, причина которому сказанное слово.

Шейх Мансур аль-Бахвати аль-Ханбаль приводит на это пример: «Если кто-то станет отрицать ангелов или одного из них, он станет кафиром, потому что возвел ложь на Коран. Если же отрицает воскрешение, то станет кафиром , потому что отрицает Книгу, Сунну и Иджмау-ль-Улема» (Кяссафу-ль-Гина-ан-Матнуль-Икна:6/168, Дар-уль-Фикр)

 

ВИДЫ КУФРА

Куфр по различным признакам делится на виды.

С точки зрения сокрытых (сердечных) влияний, толкающих человека совершить или сказать куфр,

существуют следующие разновидности куфра: 

Куфр-ут-такзиб (куфр сочтения ложью):

«Те которые считают ложью Книгу и то, с чем посылали Мы пророков наших, скоро узнают» (40 Праведник:70)

Куфр-аль-джахд (куфр отрицания):

«Хотя они и убедились в их истине, но отрицали их по нечестию и гордости » (2Муравей:14)

Куфр-уль-иба ва-ль-истикбар (куфр высокомерия и гордыни без отрицания):

Куфр Иблиса относится к этому виду: «Все кроме иблиса поклонились. Только он отказался, возгордившись, и стал одним из неверных» (2Корова:34) 

Куфр-уш-шак ва-р-райб (куфр сомнения):

«Когда вам было сказанно, что обещание Аллаха истина и что час несомненен, вы отвечали: мы не знаем что такое час. Мы имеем о нем неясное понятие и не твердо веруем в него» (45Коленопреклоненные:32)

«Потому что и они пребывали в глубоком сомнении» (34Саба:54) 

Куфр-уль-ирад (куфр отвернувшегося):

 

«Кафиры отвернулись от того, чем их устрашали» (46 аль-Ахкаф:3)

Куфр-ут-тавалли (куфр отказа от подчинения):

«Скажи: Подчинитесь Аллаху и Посланнику! Если же отвернетесь, то воистину Аллах не любит кафиров!» (3Семейство Имрана:32)

Куфр-ут-таглид (куфр последователя):

«Воистину Аллах проклял кафиров и приготовил для них пламя. Они останутся в нем вечно и ненайдут ни покровителя ни помошника. В тот день когда их лица исказятся в огне они скажут: О, если бы мы повиновались Аллаху и Посланнику. Господи мы повиновались нашим вождям и предводителям, а они нас совратили с истинного пути» (33Союзники: 64-67)

Куфр зависти, ненависти и куфр унижения, насмешки, лицемерия тоже относятся сюда.

Существует также и Куфр Непокорности:

Очень четко и подробно это разъясняет Шейх-аль-Ислам:

«Это такой вопрос (входят ли деяния в веру), в котором ошиблось многие из халафа (поколение после саляфов). Сначала они полагают, что вера состоит только из признания (истины) и затем, когда встречаются со случаем Иблиса и Фараона, они изумляются, ибо с языка Иблиса и Фараона, неверие которых точно установлено, не сходили слова опровержения или если даже они и опровергали на словах, то в сердце они признавали Аллаха.

На самом деле, если бы следовали путем салафа, они бы поняли, что вера состоит из признания словом и деяний сердца и тела. Содержание веры определяется указаниями книги Аллаха и посланника. Так вот, согласно установлениям Корана и сунны вера это признание того, что пришло от Аллаха. Но одного признания недостаточно, признание должно повлечь за собой определенные явления (подчинение на практике), иначе оно недействительно. Кроме этого признание предусматривает знание (основ веры) и признание этого языком.

Итак, человек сначала познает, затем признает (сердце), затем высказывает это языком, и наконец, подчиняется и повинуется на практике. Подчинение же предусматривает выполнение деяний на практике. В конечном итоге веру можно собрать в две основные статьи:

признание (знание, признание сердцем и на словах языком) и подчинение (повиновение, совершение деяний).

Пока человек не завершит сразу две статьи, он не может стать муслимом.

Итак, деяния входят в веру, и если человек не подчиняется на практике он неверный, даже если выполнил статью признания. Подобно тому, как вера состоит не только из признания, точно также куфр состоит не только из опровержения. Куфр понятие более обширное, чем опровержение.

К примеру, может быть куфр неведения. Также имеется куфр вознесения и несправедливости. Например, Иблис, иудеи и им подобные представляют собой обладателей куфра вознесения (высокомерия). Что касается христиан и им подобных заблужденных, то они являют собой пример неверных по причине собственного неведения.

Как передается, одна группа иудеев пришла к посланнику (с.а.в.) и задала вопросы на некоторые темы. Посланник (с.а.в.) им (все верно) ответил. Тогда они сказали: «Мы свидетельствуем, что ты посланник», но, несмотря на это, они не последовали за посланником. Также в сходном положении находятся Гераклиус и другие. Как видно, то, что они знали и признавали истину, им пользу не принесло.

Отсюда следует, что если человек признает: «Да, это посланник от Аллаха и он принес приказы и установления от Аллаха», то для того, чтобы он считался верующим, он должен пройти еще одну ступень, а именно подтверждать все, что пришло от Аллаха и подчиняться этому на практике. Поэтому свидетельство «Ля иляха илля Аллах Мухаммадун расулюллах» наряду с другими условиями также содержит в себе признание того, что принес посланник и следование этому на практике. Например, рассмотрим, как нарушает веру насмешка над Аллахом и посланником.

Мы знаем, что для того, чтобы вера имела место, необходимо подчинение приказам. Кто не подчиняется, тот либо опровергает приказы, либо возносится над тем, чтобы покориться своему господу. Оба эти действия есть ясное неверие.

Насмехаться над приказами Аллаха или умалять их препятствует тому, чтобы подчиняться им.

Ведь подчинение приказам предусматривает уважение к ним и возвышение их. Что касается умаления и насмешки, то это содержит в себе неуважение и порицание. То есть умаление и подчинение представляют собой прямо противоположные понятия. Поселение в сердце одного неизбежно влечет вытеснение другого. Поэтому подобно тому, как противоположное вытесняет противоположное, умаление и пренебрежение не оставляют от веры и следа.

… В третьих,

Нет сомнения в том, что если раб уверует в то, что данный харам есть харам и в то, что подчиняться Аллаху в данном хараме обязательно, но вместе с этим совершит этот харам, то он не станет неверным.

Но если он не уверует в то, что данный харам есть харам;

или уверует, но не признает это, то он отказался подчиняться Аллаху и вошел в куфр отвержения и упрямства.

Поэтому говорится: Кто пойдет против Аллаха, восставая, наподобие Иблиса, тот становится неверным.

А кто пойдет против Аллаха (совершит харам), поддавшись соблазну, искушению (подобно Адаму а.с.) и низким страстям, тот согласно мнению Ахлю-Сунны неверным не становится;

кроме хариджитов никто таковых такфир не делает.

Но как мы и говорили, если человек отворачивается от поклонения и возносится, то становится неверным, даже если признает Аллаха своим господом, ибо его упрямство и вызов Аллаху сводят к нулю его признание. Это объясняется следующим образом:

Кто принимает харам за халяль есть неверный, даже если он и не совершил их собственноручно. Тот, кто принимает харамы Корана за халяль, тот не уверовал в него. Это может происходить двояко:

не верить, что Аллах установил данный харам харамом

или верить, что Аллах не установил данный харам харамом.

Это простое неверие, источником которого является неверие в господство (в данном случае господство в области законодательства) или в посланничество.

А еще может быть вот как:

Человек знает, что Аллах установил это харамом, но не действует адекватно. Он погружается в харам, так как будто это вовсе не харам. Хоть теоретически он и знает, что это харам, но на практике он действует так, как, будто это халяль. Такой вид куфра более интенсивный, чем предыдущий. Это может происходить даже в том случае, когда он знает, что Аллах накажет его. (Так как) Источником его упрямства в совершении харама может быть слабая уверенность в Могуществе или Всезнающести Аллаха, а это уже входит в сферу непризнания свойств и атрибутов Аллаха. Также это может наблюдаться и с тем, что человек знает и свойства Аллаха. В таком случае причина его упрямства это чрезмерная греховность и прельщенность души. Это и есть само неверие и вот почему: Хоть он и признает Аллаха и посланника со всех сторон, как это и делают муслимы, хоть он и признает истину, но он питает к ней неприязнь и недовольство.

Из-за того, что истина противоположна его пристрастиям и требует от него покинуть то, к чему душа его привязана, он не доволен ею и гневается на неё. Такой человек не похож на того, кто просто совершает харам, поддаваясь страстям.

Знать, что такой человек кафир и делать такфир его является основами религии Ислама. В Коране достаточно такфира таким людям. Про таких также еще было сказано: «Больше всего на том свете получит наказания знающий, которого Аллах лишил пользы его знания».

Они (лицемеры) и есть последователи Иблиса. Кстати в случае с Иблисом явственно чувствуется разница между сторонниками Иблиса и обычным грешником. Обычный грешник твердо верит в запрещенность харама и в то, что необходимо избегать его. Просто пристрастия не дали ему избежать его совершения. Но вместе с этим он боится и сожалеет о том, что совершает харам. Он пытается его покинуть, не упорствует в его совершении и не погружается в него полностью. Поэтому он продолжает оставаться обладателем веры, состоящей из признания Аллаха, страха перед Ним, покорности и подчинения Ему».

(Ас-сарим аль-Маслюль, 458-459)

В этом ценном отрывке ибн Таймии имеется много полезного и поучительного.

Для того чтобы полностью понять этот отрывок и извлечь из него максимальную пользу необходимо подробно, со всем вниманием останавливаться на каждом слове.

Как видно из этого отрывка свидетельство имеет силу только при наличии признания (знания, уверенность сердцем, признание языком) и подчинения.

Кроме этого ибн Таймия обратил внимание на следующее:

Источником путаницы и неразберихи в осуждении (выносить суждение о вере, грешности или неверии определенного человека) является неточность определения сущности и содержания веры. Именно описание феномена веры является исходной точкой для вынесения суждений относительно веры или неверия человека. Если природа веры не будет точно сформулирована, то в правилах осуждения будет царить полнейший беспорядок и смута.

Вот это и есть та граница между грешником и кафиром, которыми соответственно они становятся, при совершении абсолютно одного и того же деяния.

————————————————————————————————————————————————————

Виды куфра – это скрытые в сердце (батын) влияния, которые толкают человека на внешнее (захир) проявление куфра словом или действием, а слово и действие является причиной куфра.

То, что мы перечислили, как скрытые влияния являются деяниями сердца, каждое из которых противоположно какому-то из деяний сердца, составляющих основу или суть имана (асли-иман).

Например, знание сердца (марифат-уль-кальб) в общих чертах об Аллахе, Посланнике, и о том, что он принес, противоположно куфру невежества. Подтверждение этого сердцем (тастик-уль-кальб) противоположно куфру отрицания. Вера сердца в истинность этого (инкият-уль-кальб) противоположна куфру сомнения.

То что мы определили, как виды куфра – это скрытые (батын) влияния противопоставленные обязательным деяниям сердца из основы или сути имана (асли-имана).

Джахмия признает только куфр невежества, потому что по их мнению иман состоит лишь из знания.

Подобно им большинство мурджиитских сект признают только куфр отрицания, так как считают, что иман состоит лишь из подтверждения.

Тема видов куфра широко раскрыта имамом ибн Каййимом

(Мааридж-уль-Кубуль:2/21-23; Мадаридж-ус-Саликин:1/366-367; Мифтаху Дар-ис-Саада: 1/94).

Приведем несколько примеров, чтобы лучше понять различие между причинами куфра (слово и действие),

на основании которых выносится мирское решение о куфре человека, и видами куфра (скрытые влияния, толкающие человека на причины(слово и действие), по которым он войдет в куфр).

Иблис стал кафиром по той причине, что отказался поклониться Адаму (оставление деяния – это тоже действие). А вид куфра – это куфр высокомерия, гордыни. Это то, что заставило его отказаться совершить поклон Адаму.

В некоторых случаях причина куфра одна, а влияния толкающие совершить этот куфр разные.

Например, если мусульманин и христианин оба скажут, что Иса сын Аллаха, то причина тут одна

– это слово куфра. Но виды куфра разные. Вид куфра мусульманина – это куфр отрицания, потому что

он отверг аят Аллаха «не рождал и не был рожден». А куфр христианина – это куфр незнания и слепого таглида, потому что он последовал своим отцам и священникам.

Другой пример – это куфр мекканских кафиров и иудеев и куфр Гераклия, императора Византии.

Здесь также общая причина. Они отказались подтвердить шахаду. Но виды куфра разные.

Куфр мекканских кафиров – это куфр отрицания, высокомерия и зависти.

О мекканских кафирах Аллах Тааля сказал: «На самом деле они не считают тебя лжецом.

Но эти нечестивцы (мушрики) упорно отрицают аяты Аллаха» (6 Скот:33).

Это куфр-уль-джухуд (куфр отрицания).

«Когда им сказали, что нет божества, кроме Аллаха, они проявили высокомерие » (37 Ряды:35).

А это куфр-уль-истикбар (куфр высокомерия).

Об иудеях же сказал так:

«Или они завидуют тому, что дал Аллах людям из милостей своих?»

(4 Женщины:54).

Вид куфра Гераклия – жажда власти. А это один из вариантов следования своим страстям, послуживший причиной отворачиванию от имана.

В связи с тем, что виды куфра являются скрытыми в сердце (батын), мирские решения-хукмы не выносятся

на их основании. Мирское решение о куфре человека выносится на основании внешних (захир) причин, которые состоят из слов и деяний. Для вынесения мирских решений о куфре берутся причины, но нет надобности определять вид куфра. Если кто-то оскорбит Посланника (а.с.с.), то мы вынесем решение о его куфре.

Потому что он совершил то, что является причиной куфра, и это слово, вводящее в куфр.

Нет такого условия,  что нужно определять совершил ли он это деяние из-за такзиба (счел ложью), ненависти, зависти, несерьезного отношения или в насмешку. Это невозможно определить с точностью, и для вынесения мирского решения в этом нет нужды.

По этому поводу ибн Таймия сказал так: «Если человек оскорбил Аллаха или Посланника, тот он впал в куфр и внешне (захир) и в сердце (батын). Верит ли он, что это харам, считает ли, что это дозволенно или не имеет никаких воззрений на этот счет не меняет дела. Это мнение факихов из Ахлю-с-Сунна, которые сказали, что иман – это слово и действие» (ас-Сариму-ль-Маслюль, стр.52).

А также сказал: «Тот кто не подтверждает принесенного Посланником (а.с.с.) является кафиром независимо от того, делает ли он это из-за высокомерия, отвернувшись, следуя своим  страстям, или впав в сомнения. Потому что каждый, кто счел ложью принесенное Посланником – это кафир. Кроме того, если человек не верует в принесенное Посланником (а.с.с.), то он кафир, даже если не считает это ложью» (Маджму-уль-Фатава, 3/315, 20/87).

В другом месте он сказал: «Куфр означает отсутствие имана в Аллаха и Его Пророка. При этом нет никакой разницы в том, сочли ли ложью, либо не считая ложью усомнились, или отвернулись, по причине высокомерия и зависти или из-за личных амбиций, помешавших подчиниться вероуставу» (Маджму-уль-Фатава, 12/335).

Необходимо обратить внимание на один момент. Отрицание (джахд) входит как в виды куфра, так и в его причины. В установленном шариатом виде отрицание словом может быть и причиной куфра. 

ОШИБОЧНОСТЬ ОГРАНИЧИВАНИЯ КУФРА ТОЛЬКО ЛИШЬ ОТРИЦАНИЕМ И ТАКЗИБОМ (СОЧТЕНИЕ ЛОЖЬЮ)

Ошибка ограничивать виды куфра только лишь одним видом. Как это разъяснялось выше, существует много видов куфра. в ответ на высказывание мурджиитов «куфр – это только такзиб, ибо иман – это противоположный такзибу тасдик (подтверждение истинности) »

ибн Таймия сказал:

«Куфр не ограничивается такзибом. Потому что, если кто то скажет:

«Я знаю, что ты говоришь правду. Но не подчинюсь тебе, буду враждовать с тобою в этом, ненавижу тебя

и разногласю с тобой в этом», тот совершит еще больший куфр. Потому что, как вы знаете, ни иман не состоит из тасдика (подтверждения), ни куфр не состоит из такзиба (отрицания). Напротив, куфр может проявиться и такзибом, может проявиться и при его отсутствии, исключительно отверганием (мухалифат) и враждой.

Таким же образом, иман – это и тасдик, и постижение (муваффагат), и дружба (мувалат) , а так же и покорность. Только тасдик не достаточен для имана».

В другом месте ибн Таймия сказал:

« Такзиб – это отличное от куфра понятие. Каждый, кто счел ложью принесенное Пророками – кафир, но не каждый кафир лжец ». (Маджму-уль-Фатава, 2/79).

А также: «Слово «куфр» противоположное  «иману», используется в смысле отречения от покорности и подчинения. Аллаху Тааля велел Иблису поклониться Адаму, но тот отвернулся и возгордился, а потому стал кафиром» (Маджму-уль-Фатава, 7/531).

По той же причине например,

тасдик – это условие имана, куфр-такзиб противоположное иману,

покорность – условие имана, куфр высокомерия противоречит иману,

убежденность является условием имана, а куфр сомнения иману противоречит,

если любовь к Аллаху и Посланнику – условие имана, то куфр ненависти и зависти иману противоположен.

Все эти обязательные деяния сердца входят в первый уровень имана (асли-иман, основа или суть имана).

Из всего перечисленного следует, что нельзя ограничивать куфр только лишь такзибом (отрицанием).

Это грубейшая ошибка джахмитов, мурджиитов и им подобных…

 

15 responses to “ГЛАВА 4 Разница между причинами и видом куфра

  1. missismaryam78

    Август 19, 2014 at 3:55 пп

    Цитирую:
    Куфр-аль-джахд (куфр отрицания):

    «Хотя они и убедились в их истине, но отрицали их по нечестию и гордости » (2Муравей:14).
    Конец цитаты.-Это куфр иудеев?
    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
  2. missismaryam78

    Август 19, 2014 at 4:05 пп

    Поясните разницу пожалуйста между этим:
    Куфр-аль-джахд (куфр отрицания):

    «Хотя они и убедились в их истине, но отрицали их по нечестию и гордости » (2Муравей:14)
    И этим:
    Куфр-уль-иба ва-ль-истикбар (куфр высокомерия и гордыни без отрицания):

    Куфр Иблиса относится к этому виду: «Все кроме иблиса поклонились. Только он отказался, возгордившись, и стал одним из неверных» (2Корова:34) .
    Кажутся похожими.
    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
  3. missismaryam78

    Август 19, 2014 at 4:13 пп

    И вот этот вид кажется похожим на два вышеуказанных:
    Куфр-ут-тавалли (куфр отказа от подчинения):

    «Скажи: Подчинитесь Аллаху и Посланнику! Если же отвернетесь, то воистину Аллах не любит кафиров!» (3Семейство Имрана:32)

     
    • Админ сайта

      Август 20, 2014 at 10:03 пп

      Да, отказ от подчинения Аллаху — это грех, который в свою очередь может быть грехом который выводит человека из ислама, так и грехом который не выводит. Т.е. он может быть большим и малым, кода это малое неподчинения то это просто грех (пить спиртное, зина, ложь, рибаа и т.д.), а когда это большое неподчинение (ширк. куфр) то это грех который выводит человека из ислама.

       
  4. missismaryam78

    Август 20, 2014 at 5:12 дп

    Цитирую подзаголовок: ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ КУФРА.
    Имеются в виду ФОРМЫ или ВИДЫ куфра?Там же речь дальше идет о ВИДАХ куфра.

     
    • Админ сайта

      Август 20, 2014 at 10:26 пп

      нет там речи идет в общем, ибо у любого вида куфра есть также и формы, поэтому надо говорить в общем. И большинство из ниже приведенного тоже надо понимать в общем, ибо куфр может быть большим и малым (т.е. малым — это таким где худжа привычна, а такфир вторичен).

       
  5. missismaryam78

    Август 20, 2014 at 11:16 пп

    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
  6. missismaryam78

    Август 21, 2014 at 5:11 дп

    То есть КУФР ОТРИЦАНИЯ может иметь другие причины,кроме гордости и высокомерия,например :невежество или лень?Просто этот аят по сути(«Хотя они и убедились в их истине, но отрицали их по нечестию и гордости » (2Муравей:14) описывает ту же категорию людей,что и этот(«Все кроме иблиса поклонились. Только он отказался, возгордившись, и стал одним из неверных» (2Корова:34),а виды куфра разные.
    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
  7. missismaryam78

    Август 21, 2014 at 6:50 дп

    Цитирую слова ибн Таймийи:
    … В третьих,
    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
    или уверует, но не ПРИЗНАЕТ это, то он отказался подчиняться Аллаху и вошел в куфр отвержения и упрямства.
    Конец цитаты.
    Что означает: «НЕ ПРИЗНАЕТ»?Или сам отказ подчиняться Аллаху и есть «НЕ ПРИЗНАНИЕ»?Или «НЕ ПРИЗНАНИЕ» может выражаться в какой то словесной форме?
    Разъясните пожалуйста.
    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
    • Админ сайта

      Август 21, 2014 at 8:44 пп

      Тут ибн Теймия имеет введу например если человек уверовал на языке, а в сердце не принял это, или наоборот. То такой человек в куфре.

       
  8. missismaryam78

    Август 21, 2014 at 4:40 пп

    То есть условия шахады они же являются и условиями Имана.

     
    • Админ сайта

      Август 21, 2014 at 8:40 пп

      По сути да — условие двух свидетельств и есть условия имана.

       
  9. missismaryam78

    Май 10, 2015 at 9:04 дп

    цитирую
    Необходимо обратить внимание на один момент. Отрицание (джахд) входит как в виды куфра, так и в его причины. В установленном шариатом виде отрицание словом может быть и причиной куфра.
    Что за вид установленный шариатом,как это выглядит?

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: