RSS

ГЛАВА 2 Уровни имана, истинный и юридический иман по акиде саляфов

25

Чтобы правильно понимать куфр, фыск (нечестие) и нифаг (лицемерие) нужно понять что такое «истинный иман». Потому что разные причины могут сделать иман недействительным. Если куфр и нифаг в вероубеждении нарушают иман в его сути (асли-иман), то фыск и нифаг в деяниях нарушают обязательный иман (ваджиб).

В следующих темах имана секты отделились:

1. Связь имана с деяниями сердца, языка и органов.

2. Образуют ли иман разные отделы, или иман является одним целым.

3. Повышение и снижение имана, разные степени имана у верующих, одновременное присутствие в одном человеке покорности с непокорностью и имана с лицемерием.

4. Уровни и отделы имана: те, кто считают, что иман состоит из отделов разделяют его на

асль-иман (иман в основе, суть иман), который дополняют иман-ваджиб (обязательный) и иман-мустахаб (дополнительный, желательный); те, кто считают иман одним целым не разделяют его на отделы.

Когда слово иман проходит в его абсолютном значении, подразумевается вся Вера — Дин.

Иман, как об этом сказал Расуллах (а.с.с.), охватывает множество отделов: «Иман состоит из 70-и или 60-и отделов. Самый высший по степени – это «ла илаха иллалах», а самый меньший – это устранять препятствие с дороги. Стыд – один из отделов имана.» (Муслим).

Таким образом, иман обьемлит, как оставление запретного (будь то харам или макрух), так и совершение всех деяний сердца, языка и органов (будь то фарз или нафиля).

Иман разделяется на три уровня. Каждый из этих уровней включает в себя определенные отделы имана, а в целом эти три уровня охватывают все его отделы.

 

1-Й УРОВЕНЬ ИМАНА – АСЛЮЛЬ-ИМАН (ОСНОВА ВЕРЫ)

Если нет этого, то нет и имана в целом. Это тот уровень, который избавляет от куфра и вводит человека в иман (в веру). Это обязательное понятие имана. Обладатель этого имана из тех, к кому Аллах Тааля обращается словами «о те, которые уверовали».

Этот уровень включает в себя некоторые отделы имана, и если эти отделы не представлены в полной мере, то и иман человека не достоверен (не сахих).

Отделы эти следующие:

Деяния сердца — Знание в общих чертах ниспосланного Расулюллаху (а.с.с.), подтверждение истинности и подчинение этому. Такие деяния сердца, как любовь, страх, покорность (таслим), упование также входят в аслюль-иман.

Деяния языка — Утверждение двух свидетельств (произнесение языком).

Деяния органов — Это такие деяния, оставляя которые человек становится кафиром, например намаз.

По некоторым алимам и остальные из пяти столпов ислама (аль-мабани) тоже относятся сюда.

А также в аслюль-иман входит оставление куфра. Потому что Аллах Тааля сказал: «Кто отрицает Тагута и верует в Аллаха, тот взялся за крепчайшую рукоять, которая никогда не оборвется». (Корова:256)

Определение деяний, которые входят в аслюль-иман, следующее:

Выполнение всех деяний, оставление которых приводит к такфиру, входит в аслюль-иман, т.е. подтверждение (тасдиг), покорность (таслим), утверждение языком (играр) и намаз.

Таким же образом, оставление всех деяний, выполнение которых приводит к такфиру, входит в аслюль-иман, т.е. например, насмехательство над религией, обращение дуа кому-то, кроме Аллаха Тааля и т.д..потому что противоположность аслюль-имана – это куфр.

Кто выполнит аслюль-иман, тот обязательно войдет в рай сразу или после того, как понесет наказание за свои грехи. Если он выполнит полностью второй уровень имана (иман-ваджиб), то войдет в рай сразу.

Если же в этом у него будут пороки, которые Аллах Тааля ему простит, то опять же он войдет в рай сразу.

Но если Аллах Тааля не простит ему пороков в имане-ваджибе, то он пробудет в аду, в соответствии его грехам, после чего будет выведен из ада и введен в рай, по причине того, что он обладает аслюль-иманом.

Следующие слова Расулюллаха(а.с.с) свидетельствуют об этом:

«Некоторые народы коснется огонь, как наказание за совершенные ими грехи. Затем Аллах введет их в рай по своей милости. Они называются «джаханнамиун» (Бухари от Анаса, 745).

Подобные им войдут потом в рай, потому что у них есть иман-асль противоположный куфру.

Как сказал Расулюллах (а.с.с.): «После того, как Аллах закончит судить своих рабов и по милости своей захочет вывести кого пожелает из обитателей ада, Он прикажет ангелам вывести помилованных им, которые засвидетельствовали «ла илаха иллаллах» и ничего не придавали в сотоварищи Аллаху. Ангелы узнают их по отпечаткам земных поклонов (по следам саджда)» (Бухари от Абу Хурейры, 7437)

В хадисе перечисляются основные из отделов имана.

Это произнесение шахады, оставление куфра и выполнение намаза.

Кто выполнит первый уровень имана (асли-иман) тот в итоге окажется в раю, несмотря на грехи.

Расулюллах (а.с.с.) сказал об этом: «Ко мне пришел Джибриль и сказал: «Кто из твоей уммы умрет, не совершая ширка, войдет в рай».

Абу Зарр в это время спросил: «Даже если совершит прелюбодеяние или воровство?». 

Последовал ответ: «Да. Даже если совершит прелюбодеяние или воровство» (Бухари, 6444).

Если же кто-то не выполнит асли-иман или нарушит его, то он кафир и обитатель ада, откуда никогда не выйдет. Аллах Тааля сказал: «Если бы все что есть на земле и еще столько же было бы в руках у кафиров, и они захотели бы откупиться этим от мучений судного дня, от них это не было бы принято. Их ждет мучительное наказание! Они захотят выйти из огня, но никак не смогут выбраться из него. Они те, кто обречены на вечные мучения!» (Трапеза:36-37).

 

2-Й УРОВЕНЬ ИМАНА – АЛЬ-ИМАНУЛЬ-ВАДЖИБ (ОБЕЗАТЕЛЬНАЯ ВЕРА)

После выполнения первого уровня имана, асли-имана, необходимо выполнять ваджибы (обязательное) и оставлять харамы, что составляет ваджиб-иман.

Определение деяний ваджиб-имана следующее:

Ø  Выполнение всех деяний, за оставление которых обещано наказание, но нет такфира, входит в ваджиб-иман. Например, правдивость, доверенность, джихад (когда он ваджиб), хорошее отношение к родителям, поддерживать родственные связи и т.д.

Ø  Оставление всех деяний, за которые обещано наказание, но нет такфира, входит в ваджиб-иман. Например, прелюбодеяние, ростовщичество, воровство, употребление алкоголя, злословие за спиной, ложь и т.д.

В ваджиб-имане люди делятся на две степени:

Первая степень — Выполнившие асли-иман, но оставившие ваджибы или совершившие харам.

Это впавшие в большой грех, смешавшие благие и дурные деяния, грешные муслимы, не вышедшие из ислама, фасики (аль-фасикуль-милли). На эту степень по одному мнению муфассиров есть указание  в аяте: «Из них есть, кто причиняет зло самим себе» (аль-Фатыр,32)

К таким людям, если они умрут без покаяния, обращены угрозы о наказании. Положение их на усмотрении Аллаха Тааля. Если Он пожелает, то простит, не наказывая. Если пожелает, то накажет по мере грехов, а затем выведет из ада и введет в рай за выполнение асли-имана. На это указывает следующий аят: «Без сомнения, Аллах не простит тех, кто придавал ему сотоварища, но простит то, что меньше этого, кому пожелает» (Женщины:48)

Расулюллах(а.с.с) так сказал об этом: «Присягните мне на том, что не будете совершать ширк, убивать своих детей, клеветать, восставать против одобряемого. Кто останется верным присяге, ему награда от Аллаха. Кто совершит что-то из перечисленного и понесет мирское наказание, тому это будет искуплением. А кто совершит, но Аллах покроет его, то его положение на усмотрении Аллаха – пожелает простит, а пожелает накажет» (муттафигун алейх).

Условие понесения мирского наказания в хадисе не относится к муртадам. Если кто-то по причине вероотступничества будет убит, то это не послужит ему искуплением. Хукм его не меняется, понес он мирское наказание или нет (см. Фатхуль-Бари: 1/64-68 и 12/112).

 

Вторая степень — Выполнившие асли-иман, а затем выполнившие иман-ваджиб в полном смысле, ничего не прибавив и не убавив. Это те, кто избежали угроз о наказании и заслужили известие о награде. Они по незыблемому обещанию и милости Аллаха достойны войти рай, не понеся наказания. Это степень тех, кто избрал средний путь.«Среди них есть избравшие средний путь» (аль-Фатыр:32)

О них хадис Расулюллаха(а.с.с.), как некто пришел к нему и спросил о приказах ислама. Узнав их он заявил: «Клянусь тем, кто послал тебя с истиной, я не сделаю ни меньше ни больше того что Аллах сделал обязательным». После этих слов посланник (а.с.с.) ответил: «Если он говорит правду, то спасся» или «если он говорит правду, то вошел в рай» (Муттафигун алейх; вариант Бухари:1891)

Знание приказов и запретов, входящих в асли-иман и ваджиб-иман, является фард-айном для каждого мусульманина. Знать это необходимо, потому что это необходимо выполнять.

И нарушения в этом являются куфром или фыском. И если для выполнения какого-либо обязательного деяния необходимы знания об этом, то и получение этого знания обязательно. Потому что хукмы действующие для целей, также относятся и к средствам их достижения.

 

3-Й УРОВЕНЬ ИМАНА – МУСТАХАБ-ИМАН (ЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ВЕРА)

Сюда входит выполнение дополнительного и желательного (мустахаб) и избегать макруха и сомнительного после соблюдения имана-ваджиба. Кто выполнит мустахаб-иман наряду с асли-иманом и ваджиб-иманом, тот удостоится степени высшей, чем у тех, «кто на среднем пути», и войдет сразу в рай в числе передовых (сабигун) или приближенных к Аллаху (мухсинун). Эта степень, указанная в аяте «из них по воле Аллаха есть опередившие в благих делах».

В аяте сказано:«Затем Мы завещали книгу избранным созданиям. Некоторые из них причинили вред самим себе, некоторые избрали средний путь, а некоторые опередили остальных благодеяниями. Это великая милость». (аль-Фатыр:32)

Это были три уровня имана.

Ибн Таймия так сказал об имане: «Иман состоит из асля (суть), если этого нет то нет имана в целом, ваджиба (при несоблюдении его иман снижается, и за это человек заслуживает наказания) и мустахаба (если ему не следовать, то снижается степень праведности человека)» (Маджмууль-Фатава: 7/637)

Иман не бывает полноценным только за счет одного асли-имана.

Полноценным или «совершенным» иман бывает при сочетании всех трех уровней имана.

Об этом ибн Таймия сказал следующим образом: «Иман – это все, что приказал Аллах. Вот это и есть совершенный и полный иман» (Маджмууль-Фатава:19/293)

И все три уровня перечисленные нами составляют «истинный иман» и будут учитываться при наказании и вознаграждении в Ахирате.

юридический иман

В мирской жизни мусульманина от кафира отделяет «юридический иман» (хукм одинаковый по смыслу с исламом), который определяется утверждением двух свидетельств, либо любым однозначным признаком ислама.

Ибн Таймия сказал: «(Юридический иман, он) нужный для того, чтобы выносить на его основании «внешний (захир) иман», (но этот хукм) не является условием о наличии «внутреннего имана», обладатель которого обретет счастье в Ахирате». (Маджмууль-Фатава:7/210)

Аллах Тааля разделил эти два вида имана: «О те которые уверовали! Проверяйте переселившихся к вам верующих женщин. Аллах прекрасно знает об их имане. Если вы убедитесь в том, что они верующие, то не возвращайте их к кафирам». (Испытуемая:10)

«Аллах прекрасно знает об их имане» означает, что Аллах лучше знает об их «истинном имане».

«Если вы убедитесь в том, что они верующие» означает, убедитесь насколько это видимо.

Это уже  «юридический иман».

 

2 responses to “ГЛАВА 2 Уровни имана, истинный и юридический иман по акиде саляфов

  1. missismaryam78

    Май 6, 2015 at 6:39 дп

    Что сподвигло хариджитов считать,что иман это неделимое целое?
    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
    • Админ сайта

      Май 10, 2015 at 3:55 дп

      Джахилия, вольнодумство и трактование аятов без сунны и понимание саляфов. Они подумали: «если грехи делятся на две категории — большие и малые, значить должно быть так что все большие выводят человека из Ислама, а малые нет». Затем они подкрепили свое мнения некоторыми шубхатами из Корана и стали отвергать все то что будет перечить их толкованию.

       

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: