RSS

Дуъа за неверующих

LБисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Дуа за неверующих бывают нескольких видов:

1. Мольба муслима о наставлении на Ислам и тому подобное (т.е. дуа хидаята). Это дозволено, поскольку достоверно передается от Ибн Умара – да будет доволен ими Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аллах! Укрепи Ислам тем из двух этих мужчин, кто любимее для тебя – Абу Джахлем или Умаром б. ал-Хаттабом». (Передал ат-Тирмизи 3681).

2. Мольба муслима о прощении для него (т.е. неверного) и тому подобное. Это – харам по единогласному мнению. Ан-Навави сказал: «Молитва (джаназа) над неверующим и дуа с просьбой прощения для него запрещены текстом Корана и единогласием (иджма’)» (аль-Маджму’, 5/120).

В «Тухьфа ал-Михтадж» сказано: «Запрещено делать дуа, касающийся Будущей жизни, за неверующего и за того, чей Ислам вызывает сомнения, даже если это один из его родителей» (3/141).

3. Что касается мольбы за его исцеление (например если он болен), то это дозволено в определенных целях, подобно надежде на то, что он примет Ислам, или для смягчения его сердца (или для пользы мусульманам, которую он оказывает) и так далее. На это указывает хадис сподвижника, который читал шариатское рукъйа над вождем племени, которого ужалил скорпион.  Дуа об исцелении является одним из видов шариатских заклинаний.

К тому же разрешается посещать больного неверного, чему тоже есть примеры в Сунне.  У Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был слуга-иудей. Когда он заболел, Пророк навестил его, сел у его головы и сказал: «Прими Ислам». Тот посмотрел на своего отца, стоящего возле него, который сказал: «Послушайся Абу ал-Къасима (т.е. Пророка)», и он принял Ислам. Выходя, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес: «Хвала Аллаху, Который избавил его от Огня!». (Бухари 1356).

Ибн Хаджар сказал: «Хадис свидетельствует о допустимости иметь слугу-многобожника, навещать его во время болезни, что является одной из форм хорошего отношения».

———————————————————————————————————-

По поводу второго пункт, хотелось бы добавить следующее.

Некоторые пологою что куфром является, если муслим увидев как неверный грешит, скажет ему «Да простит тебя Аллах!». Однако это не так, и у Куртуби в тафсире можно найти слова сахабов которые говорили такое, однако потом это было запрещено. Следовательно, это харам а не куфр.

Также некоторые полагают что автоматически войдет в куфр, тот кто скажет кяфиру «Да будет доволен тобою Аллах», за какой-то его хороший поступок. Однако это тоже, не совсем так.

Нельзя муслиму за это выносить автоматически такфир, ибо тут не все так однозначно. Потому что, возможно этот муслим не подразумевал тут то, что вы о нем подумали когда о сказал такое. И возможно что, этот муслим подразумевал под этим своим дуа (Да будет доволен тобою Аллах) следующее:

«Пусть Аллах по причине этого твоего поступка, даст тебе хидаят. И пусть дела твои не пропадут даром, по итогу».

или например: «Пусть Аллах отплатит тебе благом в этом мири, за то что ты сделал это добро».

Поэтому тут нельзя муслиму сразу выносить такфир, мол «ты уровнял неверного с верующими», или мол «ты считаешь что Аллах доволен положениям мушриков».

Надо сначала переспросить у муслима, что он подразумевал под этими словами, когда говорил неверному: «Да будет доволен тобою Аллах!»

Если муслим не подразумевал куфровскй смысл, то ему такфир не выносится, а просто объясняется что так говорить нельзя, ибо отсюда понимается также и куфровское значение. И все.

И Хвала Аллаху Господу миров.

 

3 responses to “Дуъа за неверующих

  1. Админ сайта

    Июль 10, 2014 at 9:32 пп

    Вопрос был таков:
    مطلب هل الدعاء للمؤمنين والمؤمنات بمغفرة جميع الذنوب وبعدم دخولهم النار أم لا ؟
    وسئل فسح الله في مدته ، عن مسئلة وقع فيها جوابان مختلفان صورتها : هل يجوز الدعاء للمؤمنين والمؤمنات بمغفرة جميع الذنوب وبعدم دخولهم النار أم لا ؟ فأجاب الأول فقال : لا يجوز فقد ذكر الإمام ابن عبد السلام والإمام القرافي من الأئمة المالكية أنه لا يجوز لأنا نقطع بخبر الله وبخبر رسوله صلى الله عليه وسلم أن منهم من يدخل النار ، وأما الدعاء بالمغفرة في قوله تبارك وتعالى حكاية عن نوح {رب اغفر لي ولوالدي ولمن دخل بيتي مؤمنا وللمؤمنين والمؤمنات} ونحو ذلك فإنه ورد بصيغة الفعل في سياق الدعاء وذلك لا يقتضي العموم لأن الأفعال نكرات ويجوز قصد معهود خاص وهو أهل زمانه مثلا انتهى . وأجاب الثاني فقال : يجوز لأمور أحدها أن الأئمة رضي الله عنهم ذكروا أنه يسن للخطيب أن يدعو للمؤمنين والمؤمنات . الأمر الثاني : أن الإمام المستغفري روى عن أبي هريرة رضي الله عنه مرفوعا » ما من دعاء أحب إلى الله من قول العبد الم اغفر لأمة محمد رحمة عامة » كذا في العجالة وغير ذلك من الأدعية التي يحيط علمكم بها . الأمر الثالث : أن الشيخ شرف الدين البرماوي سئل هل يجوز الدعاء بمغفرة جميع الذنوب وبعدم الوقوف للحساب ؟ فأجاب : بأنه لا يجوز أن يسأل الله عز وجل مغفرة جميع ذنوبه طلها ، فإن الله تعالى له أن يرضى من له حق من الناس فيتخلص الداعي من جميع حقوق الله وحقوق الناس . وأما الدعاء بعدم الوقوف بين يدي الله للحساب فطلب محال لا يجوز أن يدعو به بل يسأل الله تعالى أن يلطف به في ذلك الموقف فما الراجح عندكم من ذانيك الجوابين ؟ .

    «Разрешается ли делать дуа о том, чтобы верующим мужчинам и женщинам простились все грехи и чтобы их освободили от Ада?
    И первый ответ таков: «Не разрешается». Имам Ибн Абдуссалям и имам аль-Курафи (маликиты) ответили, что не разрешается делать такое дуа, потому что мы так противоречим словам Аллаха и хадисам Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что среди них (верующих) есть те, кто войдет в Ад.
    Что касается мольбы о прощении грехов в словах Всевышнего Аллаха в рассказе о пророке Нухе (мир ему):
    {رب اغفر لي ولوالدي ولمن دخل بيتي مؤمنا وللمؤمنين والمؤمنات}
    Смысл: «О Господь, прости грехи мне, моим родителям и тем, кто войдет в мой дом, уверовав, а также верующим мужчинам и женщинам», — и подобное, то она пришла в форме глагола в ходе дуа и не имеет значения обобщенности, потому что глаголы стоят в неопределенной форме и, возможно, имеются в виду, к примеру, все верующие того времени.

    Другие ответили: разрешается делать такое дуа по нескольким причинам.
    Первая: имамы, да будет доволен ими Аллах, сказали, что хатыбу желательно (сунна) делать дуа верующим мужчинам и женщинам.
    Вторая причина: имам аль-Мустагфири передал от Абу Хурайры, а тот — от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
    ما من دعاء أحب إلى الله من قول العبد اللهم اغفر لأمة محمد رحمة عامة
    «Нет дуа, более любимого для Аллаха, чем слова раба: „О мой Аллах, прости грехи умме Мухаммада общей Милостью”».
    Так написано в «Аль-Уджаля» и в других известных книгах.
    Третья причина: шейха Шарафуддина аль-Бурмави спросили о том, можно ли просить о прощении всех грехов и о том, чтобы [верующих] не размещали для допроса? И он ответил: «Просить Аллаха о прощении всех грехов можно. Воистину, Аллах может быть доволен теми людьми, кто этого заслуживает, и освободить просящего от долгов пред Аллахом и людьми. А что касается дуа о том, чтобы не размещали для допроса (т. е. в местности Арасат для отчета), то это просьба о невозможном и нельзя просить об этом. Наоборот, следует просить Аллаха облегчить ему [тяготы] в этом месте».
    Какое из этих мнений правильное?»

    Ответил Ибн Хаджар (909-974 х/1504-1567 м) заданных ему вопросов:
    إن الدعاء بعدم دخول أحد من المؤمنين النار حرام بل كفر لما فيه من تكذيب النصوص الدالة على أن بعض العصاة من المؤمنين لابد من دخوله النار . وأما الدعاء بالمغفرة لجميعهم فإن أراد بهم مغفرة مستلزمة لعدم دخول أحد منهم النار فحكمه ما مر ، وإن أراد مغفرة تخفف عن بعضهم وزره وتمحي عن بعض آخرين منهم أو أطلق ذلك فلا منع منه أما مسألة الإرادة فواضح وأما في مسألة الإطلاق فلأن إطلاق المغفرة لا يستلزم المحو عن الجميع بالكلية لأنها تستعمل في هذا المعنى وفي التخفيف بل لو قال اللهم اغفر لجميع المؤمنين جميع ذنوبهم وأراد المحو للبعض والتخفيف للبعض جلز ، وإن أراد عدم دخول أحد منهم النار لم يجز وإن قال اغفر لجميع المسلمين حميع ذنوبهم وأطلق أو أراد عدم دخول أحد منهم حرم ، وإن أراد ما يشمل التخفيف جلز ، والفرق بين الصورتين واضح مما قررته ، وقد أمر الله نبيه صلى الله عليه وسلم باستغفار للمؤمنين والمؤمنات بقوله تعالى {واستغفر لذنبك وللمؤمنين والمؤمنات} فيتعين حينئذ حمل كلام عبد السلام وتلميذه القرافي على ما قررته من التفصيل ، وذلك علم أن إطلاق المجيب الأول الحرمة والثاني عدمها غير صحيح ، واستدلاله بخير المستغفري غير صحيح أيضا لأن الرحمة العامة لا تستلزم مغفرة جميع الذنوب بالمعنى السابق فقد ورد عن ابن مسعود رضي الله عنهما : » إن لله رحمة على أهل النار فيها » لأنه يقدر أن يعذبهم بأشد مما هم فيه ، وقال تعالى : {وما أرسلناك إلا رحمة للعالمين} ففي إرساله صلى الله عليه وسلم رحمة حتى على أعدائه من حيث عدم معاجلتهم بالعقوبة ، والله سبحانه وتعالى أعلم صلى الله عليه وسلم .

    «Поистине, делать дуа о том, чтобы освободили всех верующих от Ада, запрещено, более того, это куфр, потому что это выставляет ложью священные тексты, указывающие на то, что часть верующих грешников обязательно войдет в Ад.

    А что касается мольбы о прощении всех грехов, то если человек подразумевает под этим просьбу освободить от Ада всех верующих, то хукм этого мы уже сказали.
    Если же имеет в виду прощение, из которого следует облегчение грехов одним и прощение грехов другим, или просто сделал такое дуа, без какого-либо намерения, то в этом нет ничего запретного. Если спросить, почему можно с вышеуказанным намерением, то это и так ясно.

    А что касается дозволенности такого дуа без какого-либо намерения, то [это дозволено,] потому что из такого дуа не следует полное очищение от грехов, поскольку такое дуа используется как в этом смысле, так и в смысле облегчения грехов. Более того, если человек сделает дуа: «О мой Аллах, прости все грехи всем верующим», — и сделает намерение, что просит простить грехи одним и облегчить другим, то и это разрешается. Но если намерение заключается в том, чтобы никого не вводили в Ад, то такое дуа делать нельзя.
    Если человек скажет в дуа: «Прости всем мусульманам все грехи», — и сделает это без какого-либо намерения или с намерением освободить всех от Ада, это харам.
    Если этим он хотел чтобы некоторым облегчили [тяжесть грехов], то так можно.
    Разница же между этими двумя примерами ясна из вышеописанного.

    Поистине, Аллах повелел Своему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) просить прощения для верующих мужчин и женщин:
    {واستغفر لذنبك } Смысл: «Проси прощения твоего греха» (сура «Гафир», аят 55), —
    а также:{وللمؤمنين والمؤمنات} «…и верующим мужчинам и женщинам» (сура «Нух», аят 28).

    Следовательно, необходимо отнести слова Ибн Абдуссаляма и его ученика аль-Курафи к тому, что я разъяснил.

    Итак, мы узнали:
    обобщение первого отвечающего заключается в запрете,
    а ответ второго — в дозволенности, а это неправильно.
    И то, что второй привел в качестве довода хадис от аль-Мустагфири также неправильно, потому что общая Милость не означает прощение всех грехов в смысле очищения от всех них. Поистине, от Ибн Масуда, да будет доволен ими обоими Аллах, передано:
    » إن لله رحمة على أهل النار فيها »
    «Поистине, Милость Всевышнего Аллаха есть над обитателями Ада в Аду», — потому что Аллах мог наказать их еще сильнее, чем их наказывают.
    Также Всевышний Аллах сказал:
    {وما أرسلناك إلا رحمة للعالمين}
    «Мы не послали тебя кроме как милостью для миров» (сура «Аль-Анбия», аят 107). Следовательно, в послании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) есть милость и для его врагов, а именно — в том, что их не наказывают сразу.
    Аллах, Свят Он и Велик, знает лучше.

    [Ибн Хаджар Из книги «Аль-Фатава аль-Хадисия» (стр. 86-88). Дамаск: Дар ат-Таква, 2008].

     
  2. missismaryam78

    Август 13, 2015 at 4:23 дп

    Цитирую:
    «Поистине, делать дуа о том, чтобы освободили всех верующих от Ада, запрещено, более того, это куфр, потому что это выставляет ложью священные тексты, указывающие на то, что часть верующих грешников обязательно войдет в Ад.Конец цитаты.

    Дуа о том,что бы Аллах перестал мучить кафира в Аду также выставляет ложью священные тексты о том,что они будут обязательно наказываться там вечно и нет им прощения,но почему одно куфр,а другое дуа не куфр?Ты объяснял,что «сделал» и «сделает» разные вещи,но почему то в отношении Аллаха у меня это одинаково,для меня это похоже если просить простить кого то за ширк по невежеству,как исключение.

    Ведь в первом случае кто то может думать так: Если я и еще кто то из муслимов попросим Аллаха не наказывать мусульман в Аду,то может быть Он примет наше дуа и не будет наказывать их.То такому выносится такфир так как он противоречит текстам Корана.

    А во втором случае тоже есть противоречие текстам,а такфира нет.

    Попробуй еще раз разъяснить,пожалуйста, этот момент.

     
    • missismaryam78

      Август 13, 2015 at 5:33 дп

      Или я не совсем понимаю,что значит противоречить текстам.

       

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: