RSS

Прекрасный пример практики принципов хусну-занн, от саляфу-салих.

16 (4)БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

» كان طلحة بن عبدالرحمن بن عوف
أجود قريش في زمانه فقالت له امرأته يوما : ما رأيت قوما أشدّ لؤْما منْ إخوانك . قال : ولم ذلك ؟ قالت : أراهمْ إذا اغتنيت لزِمُوك ، وإِذا افتقرت تركوك ! فقال لها : هذا والله من كرمِ أخلا‌قِهم ! يأتوننا في حال قُدرتنا على إكرامهم.. ويتركوننا في حال عجزنا عن القيام بِحقهم «.

Тальха ибн Абду-Рахман ибн Ауф (р.а.) в свое время был одним из самых щедрых людей в племени Курайш. Однажды его жена сказала ему: «Я еще никогда не видела более подлых людей, чем твои братья». Тогда Тальха спросил: «Почему ты так говоришь?»

На что его жена сказала: «Я обнаружила, что когда ты богатеешь, они не расстаются с тобой, а когда ты становишься бедным, то они тут же оставляют тебя».

Тогда Тальха ответил:» Клянусь Аллахом, это по причине щедрости их нрава: они приходят к нам, когда мы способны оказать им гостеприимство и не тревожат нас, когда мы не способны восполнить их права».

————————————————————

علّق على هذه القِصة الإ‌مام الماوردي فقال :
» انظر كيف تأوّل بكرمه هذا التأويل حتى جعل قبيح فِعلهم حسنا ، وظاهر غدرِهم وفاء. وهذا والله يدل على ان سلا‌مة الصدر راحة في الدنيا وغنيمة في الآ‌خرة وهي من أسباب دخول الجنة (وَنَزَعْنَا مَا فِي صُدُورِهِم مِّنْ غِلٍّ إِخْوَانًا عَلَىٰ سُرُرٍ مُّتَقَابِلِينَ).
«أدب الدنيا والدين ص ١٨٠».

Комментируя это предание имам Мавирди сказал: «Посмотри как он истолковал данный их поступок, превратив их скверный поступок в благой, явное их предательство в преданность. Клянусь Аллахом, это указывает на присутствие здорового сердца и спокойствия в этой Дунии и преуспевания в Ахирате — все это является из причин вхождения в Рай: «Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу». (сура Хиджр 47)

(см. «Адаб дуния уа дин» стр 180)

 

One response to “Прекрасный пример практики принципов хусну-занн, от саляфу-салих.

  1. Админ сайта

    Январь 4, 2015 at 3:42 пп

    Одной из нравственных достопримечательностей, украшающих мусульманина, является хусну-занн.

    Хусну-занн означает думать о ком-то хорошо, благопристойно, в положительную сторону расценивать вопросы, стараться видеть положительные качества в намерениях и деяниях людей.

    Принцип хусну-занн мусульманин обязан практиковать в отношении других мусульман, это фардуль-айн (обязательное обязательство на на каждом) по единогласию.
    Что касается неверных, то о них на мусульманах нет обязательств делать хусну-занн. И это важно понимать и различать.

    Плохо думать о мусульманах столь же харам, как и произносить дурные слова,
    и поэтому плохо думать о недостатках другого человека и придерживаться о нём дурного мнения столь же запретно, как рассказывать одному мусульманину о недостатках другого, ведь Аллах Всевышний сказал: “Избегайте частых подозрений…” (смысловой перевод, сура Комнаты, 12)

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова!» (Бухари 5143, Муслим 2563)

    Об этом же говорится и во многих других хадисах, где имеются в виду такие случаи, когда сердце начинает придерживаться дурного мнения о другом человеке. Однако такие мысли и речи, которые в подобных случаях, по единодушному мнению улемов, простительны, если только человек не принимает это в сердце (в своём мнении) и не продолжает придерживаться его и впредь, если этого не происходит то это просто васваса (наущение), поскольку он начинает думать так не по собственному выбору и не может сразу освободиться от этого, в чём и заключается смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые приводятся ниже.

    Передают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах простит (членам) моей общины то, что станут внушать им их души, если только (кто-нибудь из них) не станет говорить об этом или делать этого» (Бухари 5269, Мусли 202/127)

    Ученые сказали: «Здесь имеются в виду такие мысли, которые не утверждаются в сердце».

    Также они сказали: «В подобных случаях не имеет значения, будь эта мысль хулой (клеветой) или кощунством (куфром), ибо если кому-либо просто приходит на ум нечто кощунственное (дурное, куфровское), без намерения для осуществления этого, и он сразу же отвергает это, то неверным он не становится и никакой ответственности за это не понесёт».

    Однажды люди сказали: «О посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые из нас ощущают то, о чём опасаются даже и говорить». (На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил так: «Это и есть чистая вера». (Муслим 209/132)

    Причиной простительности того, что было нами перечислено, является невозможность избежать этого. А то, что возможно избежать — это постоянство в этом (в своих мыслях), и поэтому постоянство в этом и склонность к этому сердцем запретны. (в делах харама это будет хаоамом, а в делах куфра будет куфром)

    Какие бы мысли, связанные с хулой (клеветой) и прочими запретными вещами, ни приходили тебе на ум, ты обязан их отвергать, пытаясь найти такие объяснения, которые избавят тебя от подобных мыслей.

    Абу Хамид пишет в «Ихйа ‘улюм ад-дин»:
    «Если в сердце твоём появились дурные мысли о ком-либо, это значит, что тебя наущает шайтан. Ты не должен верить ему, ибо он является нечестивейшим из нечестивых, ведь Всевышний Аллах сказал:
    «О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (кому-либо из невинных) людей и не сожалеть о том, что вы сделали, впоследствии». (Смысловой перевод: сура Комнаты, 6 аят)

    Иблису верить нельзя и поэтому не следует плохо думать о человеке (мусульманине), если наряду с указаниями на его нечестие есть основания предполагать обратное. Признаком появления дурных мыслей о человеке является то, что состояние твоего сердца изменяется, и оно уже не относится к другому человеку так же, как прежде, но начинает избегать его, тяготиться его обществом и отказываться проявлять о нём заботу, оказывать ему уважение и огорчаться из-за него, когда он совершает что-нибудь дурное.

    Шайтан может приблизиться к сердцу, как только оно начнёт думать о недостатках людей (мусульман), и он начинает внушать тебе, что причиной этого является твоя проницательность, ум и способность всё схватывать на лету, а также то, что верующий видит благодаря свету Аллаха.
    Однако, если человек осуществит это, значит, он видит он под воздействием обольщения и мрака шайтана.

    Если нечто подобное тебе скажет справедливый человек, тебе не следует ни верить ему, ни объявлять его слова ложью, чтобы не думать плохо ни о ком из этих двоих людей. В тех случаях, когда ты начинаешь плохо думать о ком-либо из мусульман, тебе следует проявлять о нём ещё больше заботы и относиться к нему с ещё большим уважением.
    Дело в том, что это вызовет гнев шайтана и оттолкнёт его от тебя, поскольку он перестанет внушать тебе подобные мысли из опасений перед тем, что ты станешь обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека.

    Таким образом, если ты узнаешь об оплошности мусульманина, в чём у тебя не останется никаких сомнений, тебе следует тайно дать ему добрый совет. И да не обманет тебя шайтан, который станет побуждать тебя к тому, чтобы ты порочил этого человека.
    Если тебе придётся увещевать человека, который допустил оплошность, ты не должен радоваться тому, что тебе известно о его недостатке, в силу чего, как тебе может показаться, он будет должен смотреть на тебя с уважением, а ты на него – с пренебрежением.
    Нет, ты должен стремиться к тому, чтобы он прекратил совершать греховные поступки, и испытывать такое же огорчение, как и в том случае, если бы какой-нибудь недостаток появился у тебя самого. Более того, твоё желание, чтобы человек сам избавился от своего недостатка, должно быть сильнее собственного желания, чтобы он избавился от него благодаря твоему увещеванию»

    (см.»Ихйа ‘улюм ад-дин» 3/150)

    Говорит имам ан-Навави после того как цитирует эти слова Абу Хамида:
    «Я скажу: «Мы упомянули, что тому, кто начинает плохо думать о ком-нибудь другом (из мусульман), следует пресекать подобные мысли, и это в случае, если он не преследует целей, одобряемых шариатом. Если же он преследует такую цель, то думать о недостатках человека и удерживать других людей от повторения его ошибок разрешается. Примером может служить отвод показаний свидетелей или некоторых передатчиков хадисов, а также ряд иных случаев, на которые мы уже указывали выше».»
    (см.«Аль-азкар аль-мунтахаба» 555 стр.)

    ——————————————————
    Дозволяется ли Суу-Занн (плохое предположение)?

    Имам Дамири пишет в своей книге «Наджму Вахадж»:
    «Предположения в шариате делятся на:
    обязательные (фард), желательные (мустахабб), запретные (харам) и дозволенные (мубах).

    Обязательные: это хорошее предположение по отношению к Всевышнему Аллаху.

    Запретное: это плохое предположение по отношению к Всевышнему Аллаху,
    Всевышний Аллах говорит:
    «Эти ваши предположения (дурные мысли), которые вы делали о вашем Господе, погубили вас»,(Смысловой перевод, сура Разъяснены 23 аят)
    и также по отношению ко всем мусульманам, которые внешне являются справедливыми (‘адиль).
    К этому относят слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Остерегайтесь дурных мыслей, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова!», то есть, плохие мысли по отношению к мусульманину без (какой-либо) причины.

    Желательное: хорошее предположение по отношению мусульманину, который внешне является справедливым.

    Дозволенное: это как, например, слова Абу Бакра ас-Сиддика (своей дочери) Айше, да будет доволен ими обоими Аллах: «они твои братья и сёстра» (Абу Бакру) было дозволено предположить (сделать занну), что в животе его жены находится девочка, исходя из того, что пришло ему в сердце.
    (т.е. Когда Абу Бакр был при смерти, он позвал свою дочь Айшу и сказал ей, что наследство придется поделить между двумя братьями «АбдуЛлахом» и «АбдуРахманом» и между сестрами, а в это время у неё не было (никого из сестёр) кроме одной, которую звали «Асмаъ». Из-за чего она удивленно спросила: «ведь у меня только одна сестра Асмъ?»
    На что Абу Бакр ответил, что тот ребенок, которого носит его жена, ин ша Аллах. является девочкой. — пр.рд.)

    К этому (также относится): (Плохое) предположение в отношении того, кто известен среди людей своей связью с сомнительным, и явным (совершением) дурных поступков.
    Не запрещается плохое предположение об этом человеке, потому что он сам (плохо) свидетельствует о себе. А по отношению к тому, кто скрывает себя, не предполагают (ничего), кроме хорошего. Тот, кто заходит в порицаемое – подозревается.
    А тот, кто порочит себя, то мы по отношению к нему предполагаем плохое.»

    (см. «Наджму вахадж» 3/14)

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: