RSS

Хукм Бороды

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях.

Категоричный запрет бритья бороды и опровержения тем кто придумал «заочный икрах в бороде».

Вместо эпиграфа: «Бороды нет, считай калека!»

Бритье бороды это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана, это уподобление представительницам женского пола. Передается что первыми бриться начали извращенца/гомосексуалисты народа Лута (алейхис-салям). Поэтому вам уже должно быть очевидна что сегодняшние выбритые «мужики» живут сунну гомосеков, вместо того чтобы жить сунну мужиков (пророков и посланников Аллаха).

Борода — украшение созданное Аллахом для мужчин, чтобы отличать их от представительниц женского пола. Прекрасно зная, что ношение бороды является одним из актов фитры — как утверждал Посланник Аллаха (саллал лаху алейхи васаллам) — есть некоторые люди, которые не устают бриться и повторять свое: «Сегодня так модно, быть бородатым уже не актуально!».

Любой обычай, не может подменить собой установления фитры – так сказал Великий Господь:

«По фитре Аллаха, которую Он возложил на людей. Нет изменений в творении Аллаха, это – вера прямая, но большинство людей не знает!»— (30:29).

Например, по фитре также установлено что мужчина — он должен быть мужчиной, поэтому нельзя портить фитру и делать из мужчины гомосексуалиста, транссексуала, бисексуала или метрасексуала и прочей нечисти.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

А одним из внешних отличий мужчины от женщины является борода, подчёркивающая мужскую силу и красоту. Лицо мусульманина с бородой словно царская корона украшает она мужчину, выделяя среди представительниц женского пола.

Как сказал поэт: «Как лев без гривы — львица, так и мужик без бороды девица!»

В одном хадисе говорится: «Правитель Персии, Кисра, послал двух своих поданных к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи васаллам). Когда они вошли к Пророку (саллаллаху алейхи васаллам), он даже не взглянул на них: это были безбородые мужчины с длинными, спадающими на губы усами. Пророк (саллаллаху алейхи васаллам) обратился к ним с такими словами: «Для вас мучительное наказание! Почему вы сбриваете бороды?» Они ответили: «Так повелел нам правитель Кисра». Пророк (саллаллаху алейхи васаллам) сказал: «Но мне приказал Аллах, Всемогущий, Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». (Этот хадис взят из книги «История» Ибн Джарир ат-Табари том3, стр.90-91; также его передал Ибн Касир в книге «Аль-Бидая ва нихая» том4, стр.270 и многие др.).

В ходе последовавшего дипломатического разговора с послами Мухаммад (cаллаллаху алейхи васаллам) больше ни разу не посмотрел на них. И некоторые толкователи сказали: «Мухаммад (саллаллаху алейхи васаллам) не смотрел на бритых послов потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу. А пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи васаллам) никогда не смотрел на чужих женщин».

— В этом хадисе есть неопровержимый Шариатский довод на то что держать бороду это фард (т.е. это суннатуль-ваджиб, а не суннатуль-мустахаб), за оставление которого есть наказание.

— В этом хадисе также содержатся сильный довод на то, что ношение бороды не связано именно с тем, как восприятие окружающих. Даже в этом хадисе говорится, что эти послы были заставлены бриться своим императором, но тем не менее пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи васаллам) не взял их положение за оправдание и ни разу не посмотрел на них. Из этого их оправдания следует, что они не совершали то, что это им не нравится.  То есть они совершали это из за подчинения своему правителю.

Поэтому этот хадис считается сильным доказательством против придумщиков «заочного икрах» в бороде.

Эти люди не устают повторять свое,

вот они говоря: «Так ведь не нравится этим неверным, могут придраться», — это не оправдание а банальная трусость,

они говорят: «Борода сегодня мешает даввату», — чушь собачея и бидъатское мнение,

они говорят: «Так трудно найти работу» — уловки шайтана, где же твое упование на Аллаха?,

они говорят: «Жить без бороды сегодня удобно» — нет, точнее привычно, а удобно без бороды совершать грехи и быть таким же как и все вокруг.

они говорят: «Жить без бороды сегодня более безопасно, меньше привлекаешь внимание», — ерунда, потому что если ты живешь Ислам то скорее всего о тебе уже знают тагуты, и им не важно с бородой ты или нет, если ты им будешь нужен они тебя по любому попытаются достать.

и т.д. и т.п.

Эти люди также пытаются защитятся вырезками из фетв Шейхуль-Ислама, мол он дозволял это когда есть польза в этом.

Во первых: само мнение Ибн Теймии (и вообще любого кроме пророка) не есть далиль, и это мнение отбрасывается в сторону когда оно противоречит Корану и Сунне.

Во-вторых: ту фетву Шейха на которую они оперяются мы смотрели, нет в ней не грамму довода для них. Шехуль-Ислам там объясняет совершенно другое, а они пытаются навязать на это свое.

Хочу процитировать небольшое пояснения одного брата, который прекрасно подметил тонкости этого момента:

«Так например в даруль-исламе мы должны противодействовать кафирам во всем даже в нейтральном. Кафирам навязывается своя одежда (зуннар), свой транспорт (ишаки), свои места хождения, (узкая часть обочины). У мусульман же свое, более высшее по статусу.

Как говорится в хадисе «Унижайте зиммиев, но не угнетайте».

Исходя из этого Умар приказывал христианам надевать свои одежды и запрещал им одевать одежды мусульман, и использовать транспорт мусульман во избежание путаницы, а так же, чтобы они чувствовали себя людьми второго сорта и был стимул к принятию Ислама.

То есть в даруль-исламе мы обязаны отделять себя от общей массы кафирского народа своими специальными мусульманскими одеждами. Что касается даруль-куфра где сила не у мусульман, а на стороне кафиров, то разрешается не выделять себя, не выставлять на всеобщее обозрение, что ты мусульманин.

Поэтому муслим может снять свои одежды, и надеть одежды обычных людей не несущих себе символики. И фатва Ибн Таймии, которые некоторые приводят к бороде именно про это. То есть Ибн Таймия не разрешает там надевать отличительные кафирские одежды, чтобы скрыть себя. А разрешает просто не выделяться, одевая обычную одежду.

Борода же совсем другое, не связанное с одеждой и харамность ее сбривания заключается в противодействии фитрату. Например резать уши это противодействие фитрату. Если в даруль-харбе все делают пирсинг, отрезают себе уши, это не значит, что нам нужно будет отрезать себе уши. А борода такой же полноценный орган, как и уши и харамность ее сбривания не только в уподоблении, а в нарушении фитрата.

Если человек принимает мнение, что сбривать бороду харам, то он не может взять себе на вооружение фатву ибн Таймии. Он может взять мнение некоторых ученых, что сбривать ее (якобы) макрух (нежелательно), но тогда бессмысленно к этому приводит фатву ибн Таймии или фатву о лечении. Потому, что если это не харам, то это так и так можно делать не при сильной нужде. Но здесь человек не должен попадаться на уловки шайтана и из своей страсти брать мнение некоторых (поздних) шафиитов о том, что это макрух. Аллах будет спрашивать в судный день, следовали ли мы Его далилам. И подавляющее большинство ученых посчитало бритье бороды харамом и привела далилы от Аллаха (то, что это приказ посланника, запрет нарушения фитрата и запрет уподобления женщинам и кафирам). Человек покинув эти ясные далилы, из своей страсти если ухватится за мнение некоторых шафиитов пусть знает, что в судный день тот шафиит не придет и не спасет его. …

Однако, сегодня есть такие группировки (причисляющие себя к исламу), которые с целью конспирации сбривают свои бороды под машинку, как под бритву, оправдываясь что они это делают не бритвой, что мол является харамом. В то время как их знают, поименно, кто чем занимается. И к тому же они в виде, полностью выдающих себя за кафиров ходят и в арабских странах, где местные очень недовольны их видом и называют их христианами, зачастую даже унижают их. Единственным атрибутом, отличичающим их от признанных  кафирских обществ является жена рядом с ним, полностью закрытая, включая лицо и кисти рук. Непонятная логика конспирации».

(Конец цитаты)

И в конце-то концов если эти люди сегодня согласны брить свое лицо без положения крайней даруры, и жить в таком унизительном состояние когда между ними и рядом проходящими женщинами нет особо большой разница. Если они сегодня согласились и смирились с этим (своим омерзительным состоянием), то согласны ли они в бедующем также красить косметику на лицо (помаду, румяно, тушь), когда это будет повсеместно и обыденно среди «мужчин» его местности? Когда на того кто не будет так делать будут смотреть «дико», согласны ли они подстроится под них?

Кстати Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб отнес бритье бориды к тяжким грехам (см. «Китаб аль-Кабаир»), именно потому что в это есть уподобление женщинам по захиру. А на уподобившего себя женщине лежит проклятие Аллаха, как это пришло в достоверных хадисах.

Да, да — это именно так. Дело в том, что, если к примеру выбритый мужик скажет: «у меня все равно нет намерения уподобляться женщинам», это не будет служить ему оправданием, ибо он все равно находится в рядах прокляты людей. Так как мы говорим, тут есть два вопроса: первое «ташабух биль-фиск» (уподобление грешникам в их грехах), второе это подражание женщинам. Так вот, если он оправдывается хадисом «инна би амали би ният» (поистине дела оцениваются по намерениям) — то это поднимает только второй вопрос, а вот первый он остается в силе. То есть, если мужчина к примеру одел женский лифчик, то даже если у него нет намерения подрожать женщинам все равно он получает за этот грех. Потому что захиран подражание происходит, хочет он того или нет.

Также из суры ЖЕНШИНЫ (ан-Ниса), аят 119 нам известно, что менять естественную внешность запрещено. Всевышний Аллах говорит о словах иблиса который сказал:«Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха».

Затем Всевышний сказал: «Кто сделал сатану своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток». (ан-Ниса, 119)

Пусть украсит Аллах облик этих людей, чем Он украсил облик нормального мужика!

Аминь..

Сунна укорачивание бороды, из того что торчит больше обхвата кулака (т.е. 4-х пальцев)

Цитирую отрывок работы одного человека:

Вопрос: Можно ли отрезать от бороды то что больше обхвата кулаком?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу Миров.

В наше время в этом вопросе есть две крайности, которые практически или вообще неизвестны от саляфов.

Первая группа утверждает, что под приказ Пророка отпускать бороду подходит оставление любой растительности на лице, даже если это будет короткие волосы или щетина, опуская лингвистическое толкование слова أعفوا  (оставляйте) которое указывает на многочисленность, как это придёт, и не обращая внимание на описание бороды Пророка, мир ему, и на действие его сподвижников. И это слово — не дошло до нас от кого то из известных имамов саляфов в фикхе, однако его придерживаются различные поздние хулюфы, искажающие мазхабы саляфов и в куда более серьезных вещах.

И цель этой группы в этом зачастую — размытие границ и уподобление неверным и желание приблизиться к ним.

Другая же группа ушла в противоположную крайность, и заявила, что абсолютно запрещено любое корректирование и подстригание бороды, и обязательно отращивать ее какая бы она при этом не была длинная или рассыпающаяся в разные стороны.

И эти люди тоже не посмотрели на описание бороды Пророка, мир ему, и понимание сподвижников, и то на чем имамы фикха из числа саляфов, и это слово также не пришло достоверно ни от кого из ранних имамов, и первый от кого оно утверждено это ан-Навави, который противоречил в этом саляфам в том числе своему имаму (аш-Шафии).

Знайте, да помилует вас Аллах, что имамы людей Сунны и хадиса из саляфов, и даже имамы приверженцев суждений по своему мнению (ханафиты) не разногласят в том, что слово одного сподвижника является аргументом, когда ему не противоречит другой сподвижник, и это мнение Малика, Суфьяна ас-Саури, Аш-Шафии в верном от него, Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Аль-Бухари, и других известных факихов из людей хадиса, а также Абу Ханифы и его последователей

— противореча в этом захиритам и некоторым поздним шафиитам, хариджитам, джахмитам, ашаритам, и другим.

И данный вопрос изучается в усуль аль-фикх, и быть может при наличие времени удастся составить подробную работу по нему.

И если это так, то в нашем случае пришло не просто слово одного сподвижника, а слово многих сподвижников не разногласит в том, что дозволено убирать из бороды то что больше обхвата кулака (4 пальцев).

Приведем их слова.

1) Абдуллах Ибн Умар, да будет доволен им Аллах

Сказал имам аль-Бухари:
وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ إِذَا حَجَّ أَوِ اعْتَمَرَ قَبَضَ عَلَى لِحْيَتِهِ ، فَمَا فَضَلَ أَخَذَهُ
«Ибн Умар, когда совершал хаджж или умру, брал свою бороду в кулак, и то что оставалось — срезал» (Источник: «Сахих аль Бухари», 19/428)

И если кто-то скажет: «Но это то, что касается хаджжа или умры», то будет отверчено — нет, однако это было понимание этим благородным факихом из сподвижником хадиса об отпускании бороды.

Сказал Ибн Хаджар аль-Аскалани в шархе:
الَّذِي يَظْهَر أَنَّ اِبْن عُمَر كَانَ لَا يَخُصّ هَذَا التَّخْصِيص بِالنُّسُكِ بَلْ كَانَ يَحْمِل الْأَمْر بِالْإِعْفَاءِ عَلَى غَيْر الْحَالَة الَّتِي تَتَشَوَّه فِيهَا الصُّورَة بِإِفْرَاطِ طُول شَعْر اللِّحْيَة أَوْ عَرَضَهُ
«Что является очевидным — что Ибн Умар не делал подобную конкретизацию лишь только обрядами, однако относил приказ к отпусканию бород к ситуации, когда это не доходит до того чтобы обезображивать облик чрезмерной длиной волос бороды или шириной их» (Источник: «Фатх аль-Бари», 16/483)

И также, если это разрешено в хаджже несмотря на общий приказ отпускать — то будет разрешено и вне его.

Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:
وفي أخذ بن عُمَرَ مِنْ آخِرِ لِحْيَتِهِ فِي الْحَجِّ دَلِيلٌ عَلَى جَوَازِ الْأَخْذِ مِنَ اللِّحْيَةِ فِي غَيْرِ الْحَجِّ لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ غَيْرُ جَائِزٍ مَا جَازَ فِي الْحَجِّ .. وبن عُمَرَ رُوِيَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم أعفوا اللحا وَهُوَ أَعْلَمُ بِمَعْنَى مَا رَوَى فَكَانَ الْمَعْنَى عِنْدَهُ وَعِنْدَ جُمْهُورِ الْعُلَمَاءِ الْأَخْذُ مِنَ اللِّحْيَةِ مَا تَطَايَر وَاللَّهُ أَعْلَمُ
«В том, что Ибн Умар подрезал конец своей бороды в хаджже — далиль на то, что дозволено подрезать из нее вне хаджжа, потому что если бы это было бы запрещенным — то не стало бы разрешенным и в хаджже..

И Ибн Умар — тот кто передал от Пророка, мир ему, что он сказал: «Отпускайте бороды», и Ибн Умар более знающий о смысле того что он передал чем кто то другой. И смысл у него, и у большинства ученых — брать из бороды то, что рассыпается (т.е. больше обхвата кулака)» (Источник: «Аль-Истизкар», 4/317)

2) Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах

Сказал хафиз Ибн Аби Шейба:

حَدَّثنا أَبُو أُسَامَةَ، عَنْ شُعْبَةَ، عَنْ عَمْرِو بْنِ أَيُّوبَ، مِنْ وَلَدِ جَرِيرٍ، عَنْ أَبِي زُرْعَةَ، قَالَ: كَانَ أَبُو هُرَيْرَةَ يَقْبِضُ عَلَى لِحْيَتِهِ، ثُمَّ يَأْخُذُ مَا فَضَلَ عَنِ الْقُبْضَةِ
«Рассказал нам Абу Усама, от Шу’бы, от Амра Ибн Аюба, из сыновей Джарира, от Абу Зур’ы, что он сказал: «Абу Хурейра обхватывал свою бороду кулаком, а затем отрезал то что остается»
(Источник: «Аль-Мусаннаф», 25992)

И этот иснад пригодный, все его передатчики известные и достоверные помимо Амра Ибн Аюба, и он пригодный, удостоверил его Абу Хатим ар-Рази, и передал от него Шу’ба Ибн Хаджадж который обычно передает только от достоверных.

3) Абдуллах Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах

Сказал имам Абу Джа’фар ан-Нуххас:
حدثنا أحمد بن محمد بن منصور الحاسب قال حدثنا الحكم بن موسى قال حدثنا عيسى بن يونس قال حدثنا عبد الملك بن سليمان عن عطاء عن ابن عباس قال التفث الحلق والتقصير والرمي والذبح والأخذ من الشارب واللحية ونتف الإبط وقص الإظفار وكذلك هو عند جميع اهل التفسير
«Рассказал нам Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Мансур аль-Хасиб, что рассказал ему аль Хакам Ибн Муса, что рассказал ему Иса Ибн Юнус, что рассказал ему Абдуль Малик Ибн Сулейман, от Ато, от Ибн Аббаса, что он сказал в тафсире аята: «Затем пусть они завершат свои обряды..» (Аль-Хаджж, 29), перечисляя обряды: «..и подстригание части усов и бороды»
И так это — у всех людей тафсира!»
(Источник: «Маани аль-Кур’ан», 4/402, и все передатчики достоверные)

И также асаров от табиинов о дозволенности этого очень много, в том числе от таких больших табиинов как Мухаммад Ибн Сирин и аль-Косим, и Муджахид, и Мухаммад Ибн Ка’б, и других.

Таким образом, у нас есть слова трёх сподвижников об этом, и нет ничего, что противоречило бы этому, и манхадж ахлиль хадис в таких ситуациях — брать слова сподвижников, тем более когда их несколько собралось на этом и неизвестен противоречащий среди них, и ставить их фикх и понимание вперед своего понимания.

Затем, можно подкрепить данное понимание также некоторыми хадисами Пророка, мир ему

1) Пришло от Али Ибн Аби Толиба, аль-Бара Ибн Азиба, и других сподвижников в описании Пророка, мир ему:

كان كث اللحية
«Пророк (мир ему) имел плотную (كث) бороду..»

Передал имам Ахмад в «Муснаде» от Али с хорошим иснадом, также ан Насаи с достоверным иснадом от аль-Бара Ибн Азиба, и пришло это и от других

Слово كث в арабском языке означает плотная, густая, и не очень длинная

Сказал автор «Тадж аль-Арус»:
أَنّه كانَ كَثَّ اللِّحْيَةِ » أَرادَ كَثْرَةَ أُصولِهَا وشَعَرِهَا وأَنّهَا ليست بدِقيقَةٍ ولا طَوِيلَةٍ وفيها كَثَافَةٌ

«И в описании Пророка пришло, что его борода была كث — имеется ввиду что у нее было много корней, и волос, и она не была тонкой, и не была длинной, и была плотной»
(Источник: «Тадж аль-арус», 1295)

Также и Ибн аль-Манзур в «Лисан аль араб», см. т.2 стр 179

Также сказал и аль-Фейрузабади в «Аль-Камус аль Мухит», и другие специалисты по языку

Сказал Ибн Хаджар аль-Аскалани:
قوله كث اللحية أي فيها كثافة واستدارة وليست طويلة
«Слова: «كث» о бороде — смысл этого что она была густая, и закругленная, и не очень длинная»
(Источник: «Фатх аль Бари», 1/178)

И этот хадис служит опровержением сразу на две группы:

— на тех, кто заявляет, что любое не полное бритье бороды будет подходить под требуемое, потому что нельзя сказать про их щетины и остатки бороды, что они густые и плотные.

— и на современников, заявляющих что обязательно отпускать бороду абсолютно, какой бы длинны она не достигла.
2) Также можно подкрепить этот смысл мурсалем Муджахида, который передал Абу Дауд

Сказал Абу Дауд:
حدثنا عمرو بن عثمان حدثنا مروان يعني ابن معاوية عن عثمان بن الأسود سمع مجاهدا يقول رأى النبي — صلى الله عليه وسلم — رجلا طويل اللحية فقال لم يشوه أحدكم نفسه

«Рассказал нам Амр Ибн Усман, что рассказал ему Марван Ибн Муавия, от Усмана Ибн аль-Асвада, что он слышал как Муджахид сказал: «Увидел Пророк, мир ему, человека с длинной бородой, и сказал: «Зачем некоторые из вас уродуют себя?» (См. «Аль-Марасиль», Абу Дауда, 448)

Этот мурсаль достоверен иснадом, все его передатчики достоверны, и Марван когда передает от достоверных и известных — его передача достоверна.
И мурсали Муджахида достаточно сильные у ученых, группа принимает их как довод сами по себе.

Сказал аз Захаби:
وإن صَحَّ الإسنادُ إلى تابعيٍّ متوسِطِ الطبقة ، كمراسيل مجاهد ،وإبراهيم ، والشعبي فهو مرسَل جيّد ، لا بأسَ به ، يقَبلُه قومٌ ويَرُدُّه آخَرون

«Если достоверен иснад до табиина из среднего слоя, подобно мурсалям Муджахида, Ибрахима, аш Ша’би — то это хороший мурсаль, нет проблем, принимает его группа ученых и не принимает его другая группа»
(Источник: «Аль-Мукыза», 6)

И это то чем также можно усилить мазхаб саляфов.

Слова имамов ахлиль хадис

Сказал имам аль-Аузаи, когда был спрошен о том, можно ли подрезать бороду:
ما زَاد على القَبضَة فلا بَأس بِأخذِه
«То, что больше обхвата — нет проблем подрезать это»
(Источник: «Масаиль Харб аль Кирмани», 404)

Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:
وَأَخْبَرَنَا أَحْمَدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مُحَمَّدِ قَالَ حَدَّثَنَا أَبِي قَالَ حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ فُطَيْسٍ قَالَ حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ إِبْرَاهِيمَ قَالَ حَدَّثَنَا أَصْبَغَ عَنِ ابْنِ الْقَاسِمِ قَالَ سَمِعْتُ مَالِكًا يَقُولُ لَا بَأْسَ أَنْ يُؤْخَذَ مَا تَطَايَلَ مِنَ اللِّحْيَةِ وَشَذَّ قَالَ فَقِيلَ لِمَالِكٍ فَإِذَا طَالَتْ جِدًّا فَإِنَّ مِنَ اللِّحَى مَا تَطُولُ قَالَ أَرَى أَنْ يُؤْخَذَ مِنْهَا وَتُقَصَّرَ
«Рассказал нам Ахмад Ибн Абдуллах Ибн Ахмад, что рассказал мне мой отец, что рассказал мне Мухаммад Ибн Футайс, что рассказал ему Яхья Ибн Ибрахим, что рассказал ему Асбаг, от Ибн аль-Косима, что он сказал: «Я слышал, как Малик говорит: «Нет проблем подстричь то, что стало рассыпаться из бороды, и отделяться». Он был спрошен: «А если она стала очень длинной, ведь некоторые бороды растут очень длинными?» Он ответил: «Я считаю, что следует подстричь такую и укоротить» (Источник: «Ат-Тамхид», 24/145)

И иснад пригодный, все передатчики — известные и достоверные, помимо Яхьи Ибн Ибрахима, и он — известный имам и автор книг в хадисе, и не была его память очень хорошей, и такого рода передатчики пропускаются в асарах.

И передал также хафиз Ибн Абдуль Барр с тем же иснадом, от Яхьи Ибн Ибрахима, от имама Яхьи Ибн Яхьи, что он сказал описывая внешний вид имама Малика:
كان حَسَنَ اللحية لا يأخذ منها من غير أَنْ يَدَعَهَا تَطُولُ
«У него была хорошая борода, он подстригал ее, лишь оставляя достаточно длинной»
(Источник: «Ат-Тамхид», 21/85)

Сказал Ибн Аби Зейд аль-Кайравани в «Аль-Джами'»:
وسئل مالك عن طول اللحية إذا طالت جدا فكرهه قيل أفترى أن يؤخذ منها قال نعم
«Был спрошен Малик о длине бороды, и что делать в случае если она стала очень длинной, и он назвал это нежелательным. Ему сказали: «Что ты считаешь насчет того чтобы укоротить ее?» Он сказал: «Да, надо сделать так» (Источник: «Аль-Джами», 235)

Также, имам Малик считал желательным подстригать из бороды в хаджже и умре то что больше обхвата, и аргументировал действием Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, хоть и не обязывал к этому (см. «Аль-Мудаввана», 1/441, «Ан-Науадир уа аз-Зиядат», 2/409), и передал асар Ибн Умара в «Аль-Муватта» в специальном разделе.

Сказал имам аш Шафии в книге «Аль-Умм»:
فَمَنْ تَوَضَّأَ ثُمَّ أَخَذَ من أَظْفَارِهِ وَرَأْسِهِ وَلِحْيَتِهِ وَشَارِبِهِ لم يَكُنْ عليه إعَادَةُ وُضُوءٍ وَهَذَا زِيَادَةُ نَظَافَةٍ وَطَهَارَةٍ
«Кто совершил омовение, затем укоротил свои ногти, и волосы на голове, и бороду — тот не должен делать вуду снова, потому что то что он сделал — лишь дополнительная чистота и очищение»
(Источник: «Аль-Умм», 1/21)

Также, посчитал желательным имам аш Шафии делать подобно Ибн Умару, да будет доволен им Аллах, в хаджже, хоть и не обязал к этому.

Сказал имам аш Шафии в «Аль-Умм» о лысом человеке поехавшем в хаджж, что ему делать когда наступает время подстричь волосы:
وَأَحَبُّ إلى لو أَخَذَ من لِحْيَتِهِ وَشَارِبَيْهِ حتى يَضَعَ من شَعْرِهِ شيئا لِلَّهِ وَإِنْ لم يَفْعَلْ فَلَا شَيْءَ عليه
«Более любимее мне, если он подстрижет что-то из своей бороды и усов, чтобы сложить что-то из своих волос ради Аллаха, и если он не сделает так — то нет на нем греха»
(Источник: «Аль-Умм», 2/211)

И сказал это же вообще о паломнике, см. «Аль-Ишраф», 3/356

Сказал Абу Али Ибн Хамкан в своей книге «Манакыб аш Шафии»:
حدثني إبراهيم بن محمد بن يحيى المزكي حدثنا ابن خزيمة بنيسابور قال سمعت أبا إبراهيم المزني يقول ما رأيت وجها أحسن من وجه الشافعي ولا رأيت لحية أحسن من لحيته وكان ربما قبض عليها فلا تفضل عن قبضته
«Рассказал мне Ибрахим Ибн Мухаммад Ибн Яхья аль-Музакки, что рассказал ему Ибн Хузейма в Найсабуре, что он слышал, как Абу Ибрахим аль-Музани сказал: «Я не видел никого, чей лик был бы прекраснее чем лик аш Шафии, и не видел бороды лучше чем его борода. Он мог обхватить ее, и не оставалось ничего ниже его обхвата кулака»

Источник: «Тарих ад Димашк», 51/281, см. также в рукописи Абу Шамы: http://digital.staatsbibliothek-berlin.de/werkansicht/?PPN=PPN771119593&PHYSID=PHYS_0054

И все передатчики после Абу Али достоверные.

Наряду с этим, счел нужным добавить сюда запрет имама аш Шафии брить ее полностью, для опровержения тех псевдошафиитов, кто заявляет что мазхаб аш Шафии — что это лишь нежелательно.

Сказал имам аш Шафии в книге «Аль-Умм» в разделе про аль-кисас:
وَلَوْ حَلَقَهُ حَلَّاقٌ فَنَبَتَ شَعْرُهُ كما كان أو أَجْوَدَ لم يَكُنْ عليه شَيْءٌ وَالْحِلَاقُ ليس بِجِنَايَةٍ لِأَنَّ فيه نُسُكًا في الرَّأْسِ وَلَيْسَ فيه كَثِيرُ أَلَمٍ وهو وَإِنْ كان في اللِّحْيَةِ لَا يَجُوزُ فَلَيْسَ فيه كَثِيرُ أَلَمٍ وَلَا ذَهَابُ شَعْرٍ لِأَنَّهُ يُسْتَخْلَفُ
«Если же его острижет кто-то, а затем его волосы вырастут как были или лучше — то нет ничего на том кто постриг его, ведь стрижка не преступление, ведь из стрижки головы есть обряды поклонения, и она не причиняет особой боли — хоть она и не разрешена в бороде — и, нет в острижении головы большой боли, и волосы не пропадут, а появятся вновь» (Источник: «Аль-Умм», 6/82)

И в этом родд на ашаритов приписывающих себя к мазхабу имама аш-Шафии, которые исказили его мазхаб и заявили что полное убирание бороды лишь нежелательно, а не запрещено, и это противоречие Сунне Пророка мир ему и иджма саляфов.

Имам Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям, и аль-Кисаи, имам арабского языка:

Имам Абу Убейд в книге «Гариб аль-хадис» в шархе слова Посланника Аллаха
وأعفوا اللحى
«Оставляйте бороды..» в пояснение смысла слова  أعفوا  у арабов, сказал:

قال الكسائي : قوله : تعفى يعنى تُوفّر وتكثّر . قال أبو عبيد : يقال منه : قد عفا الشعر وغيره — إذا كثر
«Сказал аль-Кисаи: «Слова Посланника Аллах: «Оставляются бороды..» — то есть, сберегается и увеличивается».
Скажу я, Абу Убейд: «Говорится: «Оставил» (عفا ) волосы и другое — когда их много»
(Источник: «Гариб аль хадис», 1/148)

Таким образом, имамы арабского языка поняли этот хадис не как полное оставление бороды пока она не станет как у какого то индийского дервиша до пола или до поясницы, а оставление пока борода не будет большой. И критерий этого — то, что поняли сахабы и саляфы — оставлять ее пока она не достигнет обхвата кулака.

Также не разногласит слово от имама Ахмада в дозволенности этого:

Сказал имам Харб аль-Кирмани, его ученик:
سُئل أحمَد عن الأَخذ من اللحيَة؟ قال: «كان ابن عُمَر يَأخُذ منها ما زاد على القَبضَة»، وكأنه قد ذَهَب إلَيه. قيل له: فالإعفاء يُروَى عن النبي صلى الله عليه وسلم؟ قال: «كَأنَّ هذا عِندَه إعفاءٌ
«Был спрошен Ахмад о подстригании бороды, и он ответил: «Ибн Умар отстригал от нее то, что больше обхвата кулаком», как будто Ахмад тоже склонился к этому.
Ему сказали: «А приказ к оставлению который передается от Пророка, мир ему?»
Он ответил: «Видимо это и было у него «оставлением» (الإعفاء)»
(Источник: «Масаиль Харб аль Кирмани», 1/219)

Сказал Ибн Хани, его ученик:
سألت أبا عبد الله عن الرجل يأخذ من عارضيه؟ قال: يأخذ من اللحية ما فضل عن القبضة قلت: فحديث النبي صلى الله عليه وسلم: «احفوا الشوارب وأعفوا اللحى» قال: يأخذ من طولها ومن تحت حلقه ورأيت أبا عبد الله يأخذ من طولها، ومن تحت حلقه.
«Я спросил Ахмада о человеке который подстригает бороду с щек, и он сказал: «Пусть убирает из бороды то, что больше обхвата кулаком». Я сказал: «А хадис Пророк: «Убирайте усы и оставляйте бороды»? Ахмад ответил: «Можно брать из ее длины и того что под горлом». И я видел, как Ахмад убирет из длинны бороды, и из под горла» (Источник: «Масаиль Ибн Хани», 1848)

Также сказал имам аль-Бухари в «Сахихе»:

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ مِنْهَالٍ حَدَّثَنَا يَزِيدُ بْنُ زُرَيْعٍ حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ زَيْدٍ عَنْ نَافِعٍ عَنِ ابْنِ عُمَرَ عَنِ النَّبِىِّ — صلى الله عليه وسلم — قَالَ « خَالِفُوا الْمُشْرِكِينَ ، وَفِّرُوا اللِّحَى ، وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ » . وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ إِذَا حَجَّ أَوِ اعْتَمَرَ قَبَضَ عَلَى لِحْيَتِهِ ، فَمَا فَضَلَ أَخَذَهُ
«Рассказал нам Мухаммад Ибн Минхаль,что рассказал ему Язид Ибн Зурай, что рассказал ему Умар Ибн Мухаммад Ибн Зейд, от Нафии, от Ибн Умара, что Пророк, мир ему, сказал: «Противоречьте мушрикам, и увеличивайте бороды, и убирайте усы«. И Ибн Умар, когда делал хаджж, или умру, обхватывал в кулак свою бороду, и то что оставалось — срезал» (Источник: «Сахих аль Бухари», 5892)

Имам аль Бухари привел асар Ибн Умара сразу после хадиса для истолкования приказа увеличивать бороды, и что он не обобщенный абсолютно.

Также сказал Ибн Джарир ат Табари:
( كان رسول الله يأخذ اللحية ، فما طلع على الكف جزه ) ، وهذا الحديث وإن كان فى إسناده نظر فهو جميل من الأمر وحسن من الفعال
Сказал Джа’фар аль-Бакир: «Посланник Аллаха брал свою бороду, и то, что выходило за обхват руки, отрезал»
И этот хадис, хоть в его иснаде и есть проблемы — однако это прекрасное дело, и хороший поступок» (Источник: «Шарх Ибн Батталь», 9/147)

И имам Ибн Джарир, передавая слова саляфов в этом вопросе, не передал ни от кого что абсолютно нельзя трогать бороду, однако назвал такой поступок глупостью и поводом подвергать себя насмешкам см. «Шарх Ибн Батталь», 9/147

Также передал имам Ибн аль-Мунзир в разделе о подстригании в хаджже, действие Ибн Умара, и также Ато, и Тауса, и аш-Шафии, указывая на желательность этого, см. «Аль Ишраф», 3/355

Также сказал имам Ибн Сахнун:
واستحبَّ مالكٌ لمَ، حلق، أن يأخذ من شاربه، ولحيته وأظفاره، وليس بواجبٍ. وقد فعله ابنُ عمر قال محمدُ بن كعبٍ في قوله: {ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ}. قال: حلق الرأسِ.والأخذ من الشارب واللحيةِ والأظفار، ورمي الجمارِ، والذبحُ، والطوافُ، — وعن ابن عباسِ وعطاءٍ — نحوه

«Назвал желательным Малик для тех кто остригается в хаджже, отстричь от своих усов, и бороды, и ногтей, но это не обязательно.
И это сделал Ибн Умар, и сказал Мухаммад Ибн Ка’б в тафсире слов Аллаха: «А затем пусть выполнят свои обряды..»: «Обряды — это подстригание головы, и отстригание от усов и бороды и ногтей, и кидание камней, и жертвоприношение, таваф».
И от Ибн Аббаса и Ато пришло такое же толкование»
(Источник: «Ан-Науадир уа аз зиядат», 2/412)

Также сказал имам Абдуль Малик Ибн Хабиб описывая стрижку паломника:
ويبلغ بالحلاق إلى عظم الصُّدْغينِ، منتهَى طرفيِ اللحيةِ. وكان ابنُ عمر يأخذ من لحيته حينئذٍ ما جاوز القبضة، ويأخذ من شاربه، وأظفاره، ولا يأخذ من عارضيه
«И он достигает в стрижке до костей висков, и концов краев бороды. И Ибн Умар отстригал из своей бороды в это время то, что больше обхвата, и отстригал от своих усов и ногтей, и не отстригал бороду с щек»
(Источник: «Ан Науадир уа аз зиядат», 2/413)

Приведем также некоторые слова некоторых более поздних факихов

Сказал имам Ибн Аби Зейд:
وأمر النبي صلى الله عليه وسلم أن تعفى اللحية وتوفر ولا تقص قال مالك ولا بأس بالأخذ من طولها إذا طالت كثيرا وقاله غير واحد من الصحابة والتابعين
«Приказал Пророк мир ему оставлять бороду и увеличивать ее, и не состригать. Сказал Малик: «Нет проблем подстригать из ее длины, когда стала очень длинной». И это же сказали многие сподвижники и табиины» (Источник: «Ар-рисаля»,  156)

Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:
وفي أخذ بن عُمَرَ مِنْ آخِرِ لِحْيَتِهِ فِي الْحَجِّ دَلِيلٌ عَلَى جَوَازِ الْأَخْذِ مِنَ اللِّحْيَةِ فِي غَيْرِ الْحَجِّ لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ غَيْرُ جَائِزٍ مَا جَازَ فِي الْحَجِّ .. وبن عُمَرَ رُوِيَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم أعفوا اللحا وَهُوَ أَعْلَمُ بِمَعْنَى مَا رَوَى فَكَانَ الْمَعْنَى عِنْدَهُ وَعِنْدَ جُمْهُورِ الْعُلَمَاءِ الْأَخْذُ مِنَ اللِّحْيَةِ مَا تَطَايَر وَاللَّهُ أَعْلَمُ
«В том, что Ибн Умар подрезал конец своей бороды в хаджже — далиль на то, что дозволено подрезать из нее вне хаджжа, потому что если бы это было бы запрещенным — то не стало бы разрешенным и в хаджже..
И Ибн Умар — тот кто передал от Пророка, мир ему, что он сказал: «Отпускайте бороды», и Ибн Умар более знающий о смысле того что он передал чем кто то другой. И смысл у него, и у большинства ученых — брать из бороды то, что рассыпается» (Источник: «Аль-Истизкар», 4/317)

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وَأَمَّا إِعْفَاءُ اللِّحْيَةِ فَإِنَّهُ يَتْرُكُ وَلَوْ أَخْذَ مَا زَادَ عَلَى الْقَبْضَةِ لَمْ يُكْرَهْ، نَصَّ عَلَيْهِ كَمَا تَقَدَّمَ عَنِ ابْنِ عُمَرَ، وَكَذَلِكَ أَخْذُ مَا تَطَايَرَ مِنْهَا
«Что касается оставления бороды, то она оставляется, а если будет отстрижено то то больше обхвата, то это не является нежелательным, прямо сказал об этом Ахмад, как предшествовало это от Ибн Умара. И также не является нежелательным подстригать то, что разлетается из нее»
(Источник: «Шарх аль Умда», 1/236)

Сказал аль-Мирдави аль Ханбали:
وَيَحْرُمُ حَلْقُهَا ذَكَرَهُ الشَّيْخُ تَقِيُّ الدِّينِ وَلَا يُكْرَهُ أَخْذُ مَا زَادَ عَلَى الْقَبْضَةِ وَنَصُّهُ : لَا بَأْسَ بِأَخْذِ ذَلِكَ وَأَخْذِ مَا تَحْتَ حَلْقِهِ

«Запрещено брить бороду, упомянул это шейх Такиюддин Ибн Теймия. И не является нежелательным подстригать то, что больше обхвата, и дословно имам Ахмад сказал: «Нет проблем убирать это, и убирать то что под горлом» (Источник: «Аль-Инсоф»,  1/187)

Слова имамов приверженцев суждений по своему мнению (т.е. имамов ханафитского мазхаба)

Сказал Мухаммад Ибн аль Хасан аш Шайбани:
أخبرنا أبو حنيفة عن الهيثم عن ابن عمر رضي الله عنهما أنه كان يقبض على لحيته ثم يقص ما تحت القبضة قال محمد وبه نأخذ وهو قول أبي حنيفة
«Рассказал нам Абу Ханифа, от аль-Хейсама, от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он обхватывал свою бороду, а затем подстригал то что ниже обхвата.
И мы берем это, и это — слово Абу Ханифы» (Источник: «Аль-Асар», аш Шайбани, 897-й асар)

Сказал Абу Юсуф:
في الخضاب والأخذ من اللحية والشارب
«Раздел о крашении и подстригании бороды и усов» (см. «Аль-Асар», 3/6)

Затем передал асар Ибн Умара

ИТОГ:

Таким образом, все известные мазхабы имамов людей хадиса — на дозволенности подстригать то что больше обхвата кулака, и того что излишне длинное или разлетающееся из бороды, и на недозволенности укорачивать бороду меньше кулака кроме как при шариатски приемлемом оправдании (читайте ниже).

Что же касается очень длинных бород, то Ибн аль-Джаузи в своей книге «Рассказы о тупицах и глупцах» сказал:

ومن العلامات التى لا تخطىء طول اللحية فان صاحبها لا يخلو من الحمق

«Из признаков тупиц, которые не дают промаха — длинная борода, и ее носитель не бывает свободным от тупости..»

Затем привел сообщения от некоторых саляфов об этом

И тут имеется ввиду не то что немного превышает норму, однако чрезмерная бросающаяся людям в глаза длина.

А Аллах знает лучше

(Конец цитаты)

——————————————————————

И прав был тот кто сказал: «Есть бидъа которое сегодня очень распространенна  среди современников что сунну пророка (с.а.в.) это мол отпускать бороду и не трогать ее длину, тогда как сунна есть в обратном».

Действительно, ведь одно дело человек по собственной лени не состригать бороду (когда она превышает длину 4 пальцев), то это не бидъа. НО когда человек делает это и по своему ошибочному толкованию полагает что это сунна посланника Аллаха (с.а.в.), вот это уже бидъа. Ведь он ввел в новый вид ибадата в Ислам, ибо всякая сунна это ибада. Тогда как будет отвергнут любой ибадат который не был узаконен Аллахом и Его посланником (с.а.в.). Ибо фундаментальное правело гласит: «Любой вид ибадата является харамом (запретным) в своей основе, кроме того что дозволил Аллах и Его посланник!»

Поэтому, тот кто утверждает что в Исламе есть тот или иной ибадат (та или иная сунна) он обязан предъявить далиль, если его аргументы окажутся необоснованными то это бидъа. И всякое бидъа это заблуждения, а всякое заблуждения оно в огне.

Уа Аллаху мустаан.

Можно ли укорачивать бороду короче обхвата кулака (т.е. в 1, 2, или 3 пальца)?

Вместо эпиграфа: «Ты не ты, если ты без бороды!»

Из всего выше сказано следует, что:

— Отпускать бороду — обязательно, т.е. быть бородатым мужиком это суннатуль-ваджиб (обязательная сунна), а брить ее это харам и большой грех за который ложится проклятие Аллаха на человека.

— Также состригать ее когда она стала длине 4 пальцев (обхват кулака) это суннатуль-мустахаб (желательная сунна), а состригать ее больше этого или вообще не состригать и отпускать длиннее 4 пальцев — это макрух (нежелательно), но не харам. Так как не прямого указание на то что это харам,

Ведь если не состригать бороду когда она длиннее обхвата кулака (4-х пальцев), это будет выгладить просто неопрятно и признаком того что человек не соблюдает сунну пророка (с.а.в.) и его благородных сахабов, НО это не как не будет считаться харамом и чем-то греховным. Ибо не соблюдать суннатуль-мустахаб это не харам, по верному слову усуль-фикх.

Тоже самое обстоит и с тем кто не соблюдает сунну в длине, и укорачивает ее он больше 4 пальцев (т.е. обхвата кулака), например в 3, 2. или 1 палец, — это не грех ибо нет элементов харама, но это макрух (нежелательно). Однако это будет харамом если человек укоротил свою бороду настолько что стала видна кожа его лица, ибо это уже есть подражание женщинам.

Итог:

Сегодня многие так или иначе не поняли эти важные моменты и ушли в крайности:

1) Одни стали утверждать что нельзя вообще укорачивать бороду, мол «это харам», мол «надо отпускать ее в длине, до тех пор по куда растет она», мол «такова была сунна пророка (с.а.в.)». И это страшное невежество и бидъа, которое противоречит подлинной сунне пророка (с.а.в.), его благородных сахабв и пути саляфов.

2) Другие стали утверждать что «нет проблем вообще в том если ты сбреешь бороду», мол «это не является харамом», мол «это всего лишь макрух». Это тоже плод невежество и пути погубленных.

3) Другие сказали «в связи с тем что сейчас борода не актуальна, надо хотя бы держать усы, чтоб этим отличатся от женщин». мол «усы сегодня воспринимаются более цивильно». И это плоды пагубного влияние запада на Исламский мир, невежество и извращения. И прав был поэт когда говорил: «Борода для мужчины честь, а усы они и у женщин есть»…

4) Другие сказали что можно укорачивать лишь машинкой, однако нельзя лезвий бритвы, мол «есть условия того чтобы на лице должна оставаться хотя бы щетина, в размер маленького муравья. ибо хотя бы этим надо отличатся от женщин», и это манхадж яхудов этой Уммы, у которых фикх он переполнен хитростью. Горе им горе, ведь именно по причине такого гнилого манхаджа Аллах проклял яхудов, превратил их в презренных обезьян. И если внимательно изучать суру аль-Бакара, то можно наглядно проследить как яхуды постоянно хотели хитрить с Аллахом (Свят Он и Велик) пытаясь дозволить то что Он запретил, или запретить то что Он дозволил. И это пути погубленных.

5) Другие сказали вообще нельзя укорачивать короче 4 пальцев, ибо «это харам, ведь так не делал ни пророк (с.а.в.), ни его сахабы». Однако это не аргумент, ведь если это не делал пророк (с.а.в.) и его сахабы — это еще не значит что это харам. Не пришел на это конкретный запрет, а это значит что это не харам, однако это можно отнести к разделу нежелательного поступка (макрух) и несоблюдению сунны пророка (с.а.в.). Но назвать это харамом это крайность, если только при таком укорачивание не становится видна кожа лица.

Уа Аллаху аълям

Уход за бородой

Имам Малик передает в книге «аль-Муватта»:
وحدثني عن مالك عن زيد بن أسلم أن عطاء بن يسار أخبره قال كان رسول الله صلى الله عليه وسلم في المسجد فدخل رجل ثائر الرأس واللحية فأشار إليه رسول الله صلى الله عليه وسلم بيده أن اخرج كأنه يعني إصلاح شعر رأسه ولحيته ففعل الرجل ثم رجع فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم أليس هذا خيرا من أن يأتي أحدكم ثائر الرأس كأنه شيطان
«Как то, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в мечети, [и в это время в мечеть] пришел человек с растрепанными (взъерошенными) волосами и бородой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на него рукой для того, чтоб он вышел и поправил волосы головы и бороды. Тот человек сделал это, и вернулся обратно. Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не является ли это лучшим, чем прийти с растрёпанной головой, как будто он-Шайтан»

В шархе Заркани пишется, что таки Аллах вложил в арабов отвращение к шайтану, до такой степени, что они употребляют слово «Шайтан» когда описывают человека отвратительным и безобразным, хотя они и не видят шайтана.

Желательно ли расчесывать бороду?

Говорит Ибн Хаджар:
سئل رحمه الله تبا
فأجاب نفعنا الله سبحانه وتعالى بعلومه بقوله أخرج البيهقي « كان صلى الله عليه وسلم يكثر القناع يعني التطليس ويكثر دهن رأسه ويسرح لحيته بالماء» والترمذي كان يكثر دهن رأسه وتسريح لحيته والخطيب كان يسرح لحيته بالمشط وأما القراءة عند تسريحها فلم يرد فيها حديث ولا أثر قاله الحافظ السيوطي.
Ответ: «Привел имам Байхаки: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, многократно мыл голову, мазал маслом голову, и расчесывал бороду водой»
А Имам Тирмизи передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обильно мазал маслом голову и расчесывал бороду.
Хатиб Ширбини передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расчесывал бороду расческой.
А что касается чтения чего-нибудь во время расчесывания, то об этом не пришел хадис и даже асар (передача от сподвижников), как об этом сказал Хафиз Имам Суюти».
(Источник: «Фатава аль-Кубра, 4/242»)

«Малый Ширк» бороды — т.е. Рия

аль-Карахи в своей книге «Танбиху Талиб» приводит одиннадцать не желательных вещей относительно бороды, среди них он перечисляет и расчесывание, он говорит:
«Восьмое [не желательное действие] – расчесывание бороды ради людей (то есть, играя на публику). Бишр сказал: «Есть два многобожия (ширк), связанных с бородой: расчесывать её ради людей и оставлять ее растрепанной, чтобы о тебе думали как об захиде (аскете)».
(Источник: «Танбих ат-Талиб иля и’фа аль-лихья ва ихфа аш-шариб»)

ВЫВОД:

Сунна Салафов показывает нам, что идеальная длинна бороды — это борода в обхват кулака владельца этой бороды. Ибо если борода короче обхвата кулака, то ее хозяин получает напряженное или даже взвинченное выражение лица. Если же она длиннее обхвата кулака то он выглядеть как обросший дикарь или просто как неопрятный человек.
Идеальный же вариант — это и есть обхват кулака (т.е. 4 пальца) — в таком случаи мужчине удается получить приличную бороду и при этом оставив на виду часть шеи. Такое сочетание придает облику необходимые черты многогранность и мужественности, при этом также сохраняется естественность и прирост для будущих работ по уходу за бородой, что современном мире называют как «имидж».

Как говорят уляма Уммы: «Подлинный Ислам находится между недостаточностью (ифрат) и чрезмерностью (тахриф)».

Уа Аллаху аълям.

Относительно укорачивании и сбривание усов

Относительно укорачивании усов, между учеными существует разномнение.

По мнению Абу Ханифы и его трех учеников, обрезание усов предпочтительнее укорачивания.

По мнению имам Малика сбривание усов под корень является запретным.

От имам аш-Шафии не передается никакого конкретного хукма относительно этого вопроса.

Дело в том что, в одном из предшествующих хадисов приходит об сбривании усов, в других версиях же указывается только на необходимость не удаления их под корнем, а на подравнивание.

Например в одном из хадисов передается: «Не из нас тот, кто не укорачивает усы.» (ат-Тирмизи, Адаб, 16; Насаи, Тахарат, 13)

— тут укорачивать усы не указывает на «укорачивание под корень».

В версии от ибн Аббаса (р.а.) же передается следующее: «Посланник Аллаха сбривал усы и говорил следующее: «Халилур-Рахман Ибрахим, мир ему, тоже поступал так.» (ат-Тирмизи, Адаб, 16)

— отсюда можно понять укорачивание под корень.

В другой версии же, где указывается на подравнивание передается следующим образом: «Посланник Аллаха, подставляя под усы мисвак, отрезал ножницами то, что вышло из под них.»

Поэтому Имам Ахмад считал что оба варианта дозволенно, т.е. кто хочет он может просто подстригать усы, а кто хочет может их сбривать на нет.

Сказал имам ан-Навави:

«Что касается усов, то их следует укорачивать, пока не обнажится губа и не сбривать их полностью, (т.е. не желательно полностью сбривать) такова позиция нашего (шафиитского) мазхаба. Имам Ахмад же, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что нет проблем ни в сбривание усов, ни в со-стригании их, имам Малик же считал, что бритье усов — новшество».

(См. Шархуль-Мухаззаб).

И было сказано в «Манхаджуль-Кывам»:

حتى تبين حمرة الشفة ولا يزيد ، وهذا المراد بإحفاء الوارد في الحديث كما قال النووي، واختار بعض المتأخرين أن حلقه سنة أيضًا لحديث فيه

«Сунна подстригать усы пока не станет явно видна краснота губы и не убирать больше, и это то, что подразумевалось под словом «ихфа», когда Пророк (с.а.в.) говорил: «Укорачивайте усы..», как об этом сказал ан-Навави. Также некоторые поздние имамы выбрали, что сбривание усов (полностью) тoже является сунной из-за наличия хадисов об этом (как хадис Бухари, в котором есть слово انهكوا , означающее: состригать полностью)»

 

Субханакя Аллахумма уа бихамидикя, уа ашхаду анля иляхя илля ант уа астагфиру уа атубу илейк.

 

9 responses to “Хукм Бороды

  1. Муслим аль Башкурди

    Май 30, 2014 at 12:27 пп

    ууу какая сильная логика у этого муджтахида ))

     
    • Админ сайта

      Май 31, 2014 at 5:42 дп

      Шу’ба рассказывал:
      “Однажды пришел ко мне аль-А’маш, когда я рассказывал хадисы людям и сказал:
      “Горе тебе! Ты вешаешь жемчуг на шеи свиней?!

      Когда имама Ахмада спросили: “Что означали слова аль-А’маша?”, он ответил:
      “Смысл его слов: «Не следует рассказывать о религии тем, кто не достоин этого!»”

      (Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих” 3/231).

       
  2. missismaryam78

    Июль 25, 2014 at 10:21 пп

    Странный тип(Муслим аль Башкурди),что сказать хотел.

     
  3. Buzani

    Август 23, 2014 at 1:11 дп

    Конторский он.

     
  4. Админ сайта

    Январь 22, 2015 at 8:34 пп

    О как же мудро заметил один человек сказав:
    «Христиане носят бороды и мусульмане тоже. Хоть раз видели вы, чтоб христиане которые без бороды, издеваются над теми кот у них с бородой? Нет, конечно. Позор тем «мусульманам», которые издеваются над мусульманами, которые носят бороду!».

    Скажу я:
    это наглядное свидетельство того что сегодня люди Исламской Уммы находится в еще большем невежестве чем христиане. И это на ряду с тем что у христиан знания почти утеряны, а у этой Уммы они сохранны до мельчайших подробностей, просто этим народам зындычество не нужны уже эти знание…

     
  5. Админ сайта

    Июнь 19, 2015 at 2:47 дп

    ВЫВОД:
    Сунна Салафов показывает нам, что идеальная длинна бороды — это борода в обхват кулака владельца этой бороды. Ибо если борода короче обхвата кулака, то ее хозяин получает напряженное или даже взвинченное выражение лица. Если же она длиннее обхвата кулака то он выглядеть как обросший дикарь или просто как неопрятный человек.
    Идеальный же вариант — это и есть обхват кулака (т.е. 4 пальца) — в таком случаи мужчине удается получить приличную бороду и при этом оставив на виду часть шеи. Такое сочетание придает облику необходимые черты многогранность и мужественности, при этом также сохраняется естественность и прирост для будущих работ по уходу за бородой, что современном мире называют как «имидж».

    Как говорят уляма Уммы: «Подлинный Ислам находится между недостаточностью (ифрат) и чрезмерностью (тахриф)».

    Уа Аллаху аълям.

     
  6. Лезгин

    Сентябрь 1, 2015 at 9:54 пп

    А если человек говорит что сбривать это не грех якобы по даруре ему такфир идёт сразу?

     
    • Админ сайта

      Сентябрь 10, 2015 at 1:03 пп

      Нет тут такфира ни до худжи, ни после, ибо это вопрос понимание и иджтихада. Такой считается заблудшим, ни больше.

       
  7. требуюший знаний

    Сентябрь 13, 2015 at 1:35 пп

    как понимание иджтихада обьясни просто он говорит сейчас не оставляем потому что дарура и нет на нас греха

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: