RSS

Ложь

x_e066b827

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Ложь

 

Аллах создал небеса и землю по истине и потребовал от людей, дабы они на истине строили свою жизнь – чтобы они не говорили ничего кроме истины и не делали ничего, кроме истины. Человеческая растерянность и беды людей проистекают оттого, что они забывают об этой ясной основе, ложь и предрассудки берут верх над ними самими и их мыслями, отдаляя их от Прямого Пути и уводя от подлинных ценностей, которым необходимо следовать.Следовательно, приверженность правдивости во всем, неустанное ее соблюдение в любом вопросе и, наконец, следование ей в любом решении является прочной основой нравственности мусульманина и непреходящей чертой его поведения. Исламское общество созидалось именно на этих началах: на преследовании всего сомнительного, на искоренении слухов или атмосферы подозрительности. Ведь в действительности лишь только подлинные ценности должны установиться и побеждать, а также утверждаться в качестве основы для различных отношений.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Остерегайтесь подозрений, ведь подозрения – самая лживая речь, и не разведывайте друг о друге, и не устраивайте тайной слежки друг за другом, и не завышайте цену (с целью обмануть друг друга и получить сверхприбыль), и не питайте ни взаимной зависти, ни ненависти, и не враждуйте, а будьте слугами Аллаха, братьями” (Аль-Бухари и Муслим).И еще: “Брось то, что вызывает у тебя сомнения, и (обратись) к тому, что не вызывает у тебя сомнений. Ведь правдивость – спокойствие, а ложь – подозрение (сомнительность)” (Ат-Тирмизи).

Коран осудил предшествующие народы за то, что они последовали за предположениями и догадками, которые заполнили их сознание различными предрассудками, а ложь погубила их настоящее и будущее: “…А здесь вы строите свои догадки и следуете похотям души, хотя от своего Владыки уже вы Руководство получили”. (Сура 53, аят 23)

“Но нет у них об этом никакого знания; следуют они только за предположениями, а ведь предположение нисколько не избавит от истины!” (Сура 53, аят 28)

Поскольку Ислам более всего уважает Истину, он подвергает лжецов гонению и жестоко преследует их. Вот о чем рассказала ‘Аиша: “Средь (черт) нрава ничто не было более ненавистно Посланнику Аллаха, нежели ложь. И его сердце не находило (покоя), коль он замечал в ком-либо (признаки) этой (черты), до тех пор, пока он не узнавал, что тот возобновил свое покаяние” (Ахмад).
Другой из рассказанных ею хадисов гласит: “Средь (черт) нрава ничто не было более ненавистно Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), нежели ложь, и бывало, что человек лгал при нем в чем-либо, и это оставалось у него в душе до тех пор, пока он не узнавал, что тот раскаялся в этом” (Ибн Хиббан).

В этом нет ничего удивительного. Ведь наши праведные предшественники встречали друг друга по добродетели и на ней строили свои отношения. Если жизненный путь кого-либо из них был отмечен темными пятнами, а сам он продолжал пытаться следовать по этому ошибочному пути, то из-за этих поступков он выглядел как прокаженный среди здоровых людей. Для него не находилось среди них благого места до тех пор, пока он не избавлялся от своего недуга.

Мусульманское общество отличают прежде всего такие качества, как правдивость в речах, дисциплинированность в исполнении и сдержанность в общении. А ложь, нарушение данных обещаний, обман и мошенничество, клевета – все это признаки лицемерия и разрыва связи с религией, или же методы связи с ней, к которым прибегают мошенники и клеветники! То есть методы, к которым прибегают лжецы в стремлении извратить суть действительности.

Ложь – это явный порок, который свидетельствует о глубине разрушительного процесса в душе его носителя, о его поведении, вновь и вновь порождающем зло. Он устремляется к греху в отсутствие какой-либо настоятельной необходимости или же вынуждающих факторов.

Есть некоторые виды порока, в сетях которого запутывается человек; они чем-то похожи на болезни, поражающие тело человека, из-за которых он не может прийти в себя кроме как после длительного лечения. Они подобны страху, в который впадают боязливые люди, или же алчности, сковывающей руки человека.

Так, когда некоторых людей призывают в ряды войск для обязательного джихада, то приблизившись к ним, вы почувствуете, как их охватывает дрожь. Другие же, когда вы собираетесь взять с них обязательный закят, начинают подсчитывать его, а их пальцы судорожно трясутся. Несомненно, все эти качества, проистекающие от трусости или скупости, не сравнимы с качествами, с порывом устремляющими навстречу смерти, раздающих свое имущество без остатка.

Иногда можно оправдать тех, кто, проявляя самоотверженность в бою или желание жертвовать свое имущество, прислушивается к голосу алчности или страха. Но нет оправдания тем, кто вменяет себе в право ложь постоянно и живет лишь на обмане людей.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Верующий от природы склонен ко всяческим качествам, кроме предательства и лжи” (Ахмад)

Однажды Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: “Может ли мусульманин быть трусом?” Он ответил: “Да”. Его спросили: “Может ли верующий быть скупцом?” “Да”, – ответил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда его спросили: “Может ли верующий быть лжецом?” И он ответил: “Нет!” (Малик).

Все эти ответы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) указывают на то, что мы разъяснили выше, – на порывы к слабости и недостатки, к которым склонны некоторые люди, после чего им с трудом удается преодолеть их, сталкиваясь с необходимостью исполнения обязательного предписания или же неизбежностью уплаты обязательного пожертвования. Все это никак не оправдывает скупость и не приукрашивает трусость. А как же иначе – ведь уклонение от уплаты закят и отказ от джихада – это два пути к неверию (куфр)!

Тяжесть бремени греха перед Аллахом будет зависеть от того, сколь широк и велик будет размер ущерба, проистекающего от лжи, которую источает отчаянный клеветник. Журналист, распространяющий среди тысяч людей лживые новости, политик, представляющий многие аспекты серьезных проблем в извращенном виде, рабы своих эгоистических устремлений, клевещущие на выдающихся людей и добропорядочных женщин, – все они совершают тягчайшие преступления, чреватые губительными последствиями для них же самих.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сегодня ночью я увидел двух мужчин, которые подошли ко мне. (Это были два ангела в человеческом облике.) Они сказали мне: «Тот, которого ты видел, у кого разрываются уголки рта, – лжец. Он измышляет ложь, она снимается с него (и разносится) так, что достигает самого горизонта. И чинится над ним (это) до дня Воскресения»” (Аль-Бухари).

К подобной категории лжи относится также ложь правителей своим народам, поскольку ложь, произносимая с высоких трибун, подобна пестрой мозаике.

В одном из хадисов сказано: “Трое не войдут в Рай: старик-прелюбодей, возгордившийся бедняк и предводитель-лжец” (Ан-Насаи)

Ложь против религии Аллаха  

Наиболее мерзким из пороков является измышление лжи против религии Аллаха. Сюда в первую очередь относится приписывание Аллаху или Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) того, что не было сказано. Подобная клевета мерзостна по своей сути и пагубна по своим последствиям.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, измышление лжи обо мне не равно измышлению лжи о ком бы то ни было другом. А посему, кто намеренно солгал обо мне, пусть займет свое место в Аду” (Аль-Бухари).К числу лживых утверждений относятся все те совершенно безосновательные нововведения, которые выдумывают невежественные люди и навязывают религии Аллаха. Простые люди считают, что все это относится к области религии, когда это вовсе не религия, а лишь забава и шутовство…Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратил внимание своей общины на истоки этих порицаемых нововведений, предостерег ее от следования этому течению, а также дал в руки мусульманам аяты их Книги и сунны праведных мусульман первого поколения. Он сказал:
“В последнюю (пору жизни) моей общины явятся люди – самозванцы [дословно даджжялюн, т.е. антихристы. – Ред.] и лжецы, будут рассказывать вам о том, что не слышали ни вы, ни ваши отцы! Так будьте же осторожны и остерегайтесь их, (тогда они) не введут вас в заблуждение и не введут вас в соблазн” (Муслим).

 

Супруги и воспитание детей в правдивости  
Ислам велит прививать в душе ребенка такую добродетель, как правдивость, чтобы дети росли, приучаясь следовать ей в каждом слове и при любых обстоятельствах.‘Абдуллах ибн ‘Амир повествует следующее: “Однажды мать позвала меня, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел у нас дома. Она сказала: «Иди сюда, я тебе что-то дам». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Что ты хотела ему дать?» Она сказала: «Я хотела дать ему финик». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Однако, поистине, коль ты не дашь ему ничего, – написана на тебе ложь»” (Абу Дауд).Абу Хурайра передал такие слова Посланника Аллаха: “Кто сказал ребенку: Иди сюда, возьми-ка, а потом ничего ему не дал, то это – ложь” (Ахмад).Мы видим, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учит матерей и отцов воспитывать своих детей таким образом, чтобы те в дальнейшем относились к правдивости как к чему-то святому, а также обходили ложь далеко стороной. Если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обошел подобные вещи молчанием и посчитал их мелочью, то возникла бы опасность того, что дети, повзрослев, начали считать ложь не более чем мелким грехом, – а она перед Аллахом велика. Твердость в неустанном следовании истине и в соблюдении правдивости такова, что она затрагивает мелкие домашние дела.

Асма бинт Язид рассказывает, что однажды она спросила Посланника Аллаха : “О Посланник Аллаха, коль кто из нас (женщин) скажет о чем-либо, чего она желает: «Я не желаю этого», будет ли это считаться ложью?” Он ответил: “Поистине, ложь записывается как ложь, даже малая ложь записывается как малая ложь” (Муслим).

Законодатель уже указал на все подводные камни лжи и разъяснил, чем чреваты их последствия, дабы ни у кого не нашлось повода избегать истины или же пренебрегать ее утверждением.

Человек может изрекать ложь, отпуская шутки, при этом думая, что в атмосфере забав и развлечений не запрещается говорить что угодно или выдумывать. Однако Ислам, сделавший дозволенным увеселение сердец, согласился с этим лишь только в рамках правды как средства реализации подобных увеселительных целей. Ведь в действительности халяль (разрешенное) столь обширно, что это избавляет нас от нужды прибегать к харам (запрещенному), а в истине – избавление от всего лживого.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Горе тому, кто повествует рассказ, дабы рассмешить этим людей, и врет. Горе ему, горе ему” (Ат-Тирмизи).

Он также сказал: “Я ручаюсь за дом посреди Рая тому, кто оставит ложь, коль даже он шутит” (Аль-Байхаки).

А еще: “Не уверует раб полной верой, пока он не оставит ложь в шутках и спорах, коль даже он был прав” (Ахмад).

Мы ежедневно наблюдаем, как люди дают волю своему воображению, чтобы выдумывать всякие смешные истории. Они не видят ничего предосудительного в распространении вымышленных рассказов от имени своих друзей или врагов, дабы выделиться этим или посмеяться над ними. А ведь религия наложила полный запрет на подобные методы: истина заключается в том, что веселье, основанное на лжи, часто оборачивается печалью и враждой.

Излишняя похвальность  
Безудержное восхваление людей – это лестница, ведущая ко лжи. Мусульманин должен быть сдержан в своих похвалах, и упоминать лишь только доброе из того, что он знает, не прибегая к преувеличению или раздуванию черт, достойных похвалы, или же к сокрытию недостатков. И каких бы похвал ни был достоин восхваляемый объект, чрезмерность и изощренность в похвалах является одним из видов запрещенной Исламом лжи.Посланник сказал восхвалявшим его людям: “Не услащайте меня похвалами так, как христиане услащали похвалами сына Марьям (Марии)! Ведь я всего лишь раб, а посему говорите: раб Аллаха и Его Посланник” (Разин).Всегда найдется группа таких людей, которые используют пустую хвалу как товар, заискивая перед важными персонами, сочиняя в их честь очень длинные хвалебные стихи или бесконечные прозаические очерки, таким образом расточая похвалы наобум и о чем попало. Иногда они называют правителей-деспотов воплощением справедливости, а трусов и глупцов – храбрецами, тем самым повсюду и везде стремясь к низменному и мирскому.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наказывал преследовать людей, подобных таким лживым прихвостням, до тех пор, пока они не прекратят лгать и лица их не поблекнут от стыда и лишений.

Абу Хурайра сказал: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам осыпать пылью восхваляющих” (Ат-Тирмизи).

Комментаторы хадисов отмечали, что люди, о которых говорится в этом хадисе, – те, кто сделал восхваления своей привычкой с целью получить подачку от восхваляемых ими личностей. Люди же, которые хвалят других за доброе дело и достойный поступок, порождая желание к подобному, побуждая людей следовать этому, никак не относятся к числу “восхваляющих”.

Границы, за которые мусульманин не должен выходить в своих похвалах, дабы не предаться тщеславию и высокомерию, и которые отделяют его от тех, кто льстит и преувеличивает, ища корысти у восхваляемой им персоны, были четко очерчены Пророк ом (да благословит его Аллах и приветствует).

Со слов Абу Бакра передано: (Как-то раз) один человек похвалил другого перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал ему трижды: “Горе тебе! Ты сломал шею своему другу”. Затем он сказал: “Коль кто из вас хвалит своего брата и нет иного выхода, то пусть скажет: «Я считаю такого-то – а рассчитывать его будет Аллах – и я не превозношу никого пред Аллахом, я считаю его вот таким-то и таким-то», коль он знает о нем это” (Аль-Бухари).

Договора и обещания  
‘Абдуллах ибн Абу Аль-Хамса рассказал следующее: “Я договорился с Посланником Аллаха о продаже товара до того, как Мухаммад был послан (Аллахом на пророческую миссию), но некоторая часть (его товара) осталась у меня. Я пообещал ему (Пророку), что передам ему в определенном месте, но позабыл об этом. Спустя (три дня) я вспомнил о нем и отправился, а он все (был) на этом месте, и он сказал: «О юноша! Ты ввел меня в затруднение! Я ожидаю тебя здесь вот уже три (дня)»” (Абу Дауд).Рассказывают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  пообещал Джябиру ибн ‘Абдуллаху, что даст ему подарок из имущества, доставленного из Бахрейна, но его (Пророка) скоропостижно застала смерть до того, как он смог выполнить обещание. Когда (имущество из Бахрейна) было доставлено первому халифу Абу Бакру, тот приказал всенародно объявить: “Всякий, кому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) должен что-то или обещал что-либо дать, пусть придет к нам!” (Аль-Бухари).Обратите внимание на то, насколько точно взвешено каждое слово и как обязательно оно исполняется, дабы не пошло прахом, превратившись в никчемный вздор. Ведь лживые обещания – это не просто выброшенные на ветер слова, а ущемление общественных интересов, нанесение ущерба людям, – пустая трата времени. Выполнение данного обещания – это вовсе не пустяк, а качество, достойное похвалы, которое Аллах, Всемогущ Он и Велик, упомянул среди пророческих достоинств:
“И вспомни в книге Исма‘иля: поистине, он был правдив в обещанном и был посланником, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)ом. Он приказывал своей семье молитву и милостыню и был у Господа своего угодным”. (Сура 19, аяты 54–55)Порядок, в котором приводятся благородные достоинства в этом аяте, свидетельствует, сколь высокое место отводит Ислам правдивости в обещанном. Исма‘иль (мир ему) был среди людей самым правдивым в обещанном, когда сказал:
“«…Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым» в ответ на слова отца: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь»”. (Сура 37, аяты 101–102)

Иногда человек прибегает ко лжи как к оправданию за допущенную им ошибку, пытаясь таким образом избежать последствий. Но это – тупость или легкомысленность, бегство от зла к подобному или даже еще более худшему злу. Человеку надлежит признать свои ошибки – ведь не исключено, что упоминание правды и чувство сожаления о содеянном им загладят допущенную небрежность и “покроют” его упущение. И какая бы боязнь ни закрадывалась в душу мусульманина, когда речь идет о правде, ему все-таки лучше проявить смелость и попытаться не запятнать себя ложью.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Держитесь правды, коль даже вы узрите в ней гибель, ибо поистине в ней – спасение” (Ибн Абу Ад-Дунья).

Он также сказал: “Коль раб (Аллаха) солгал, ангел удаляется от него прочь из-за смрада того, с чем он пришел” (Ат-Тирмизи).

Правдивость серца, слов и деяний  
Правдивость человека в словах приводит его к правдивости в поступках и благочестию вообще. И коль человек дорожит истиной во всем, что он изрекает, он тем самым добьется, что свет истины озарит его сердце и разум. Именно поэтому Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит: “О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот получит великую прибыль”. (Сура 33, аяты 70–71)Правдивый поступок – это поступок, относительно которого нет никаких сомнений, ибо он – результат глубокого убеждения; это поступок, не подверженный никаким страстям, ибо он – спутник искренности; это поступок, в котором нет изгибов и изломов, ибо его истоки в – истине.Успех нации в исполнении своей миссии зависит от числа праведных деяний, которые могут преподнести ее сыны. Так, если ее богатство – это изобилие благих деяний, тогда она выходит в ряды первых, а иначе ее ожидает упадок на полпути к намеченной цели. Ведь многословные и туманные речи, выкрикивание лозунгов и праздность не стоят и гроша в Судный день.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Вам следует (блюсти) правдивость, ведь правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет в Рай. И человек не перестает быть правдивым и неустанно стремится быть правдивым до тех пор, пока он не будет записан у Аллаха как “правдивейший“ (сыддик). И остерегайтесь лжи, ведь ложь ведет к бесчинству, а бесчинство ведет в Ад. И человек не перестает обманывать и изощряться в обмане (и так) до тех пор, пока он не будет записан у Аллаха как “лжец”. (Бухари и Муслим, версия Муслима)

Поистине, бесчинство, к которому приводит пристрастие ко лжи, – это последний шаг на пути к полной погибели души и утрате веры.

Имам Малик сообщил хадис, рассказанный Ибн Мас‘удом: “Раб (Аллаха) не перестает изощряться во лжи, когда на сердце его накрапывается черное пятнышко, (и так) до тех пор, пока его сердце не станет (полностью) черным и будет он записан у Аллаха одним из лжецов”. И настигнет его слово истины в Его Книге: “Ведь измышляют ложь лишь те, кто не уверовал в знамения Господни. Они-то, истинно, лжецы!” (Сура 16, аят 105)

Что касается праведности, то это путь, который лежит через правдивость. Это, несомненно, вершина благодетели, которой могут достичь только самые стойкие из людей. Здесь достаточно привести следующий аят: “Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в Последний День, и в ангелов, и в писание, и в Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)ов, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные”. (Сура 2, аят 177)

Некоторые аяты, хадисы и высказывания о лжи  

2/39А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пре­будут там вечно.2/42Не облекайте истину в ложь и не скрывайте истину, тогда как вы знаете ее.3/11. Таким же образом вели себя сородичи Фараона и те, которые жили до них. Они сочли ложью Наши знамения, и Аллах схватил их за грехи, ведь Аллах суров в наказании.

8/8. Но Аллах желает подтвердить истину своими словами и искоренить неверующих,

чтобы восторжествовала истина и исчезла ложь, даже если это ненавистно грешникам.

8/29. О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью.

10/39. Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и толкование которого еще не свершилось. Таким же образом его отвергали их предшественники. Погляди же, каким был конец беззаконников!

17/81. Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь об­речена на погибель».

24/15. Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это – великий грех.

21/18. Однако Мы бросаем истину в ложь, и она разбивается и исчезает. Горе вам за то, что вы приписываете!

24/15. Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это – великий грех.

25/4. Неверующие говорят: «Это – всего лишь ложь, которую он выдумал с помощью других людей». Воистину, они поступают несправедливо и лгут.

42/24. Или же они говорят, что он возвел навет на Аллаха? Если бы Аллах пожелал, то наложил бы печать на твое сердце. Своими Словами Аллах стирает ложь и утверждает истину. Воистину, Он знает о том, что в груди.

61/7. Кто же может быть несправедливее того, кто измышляет ложь об Аллахе, когда его призывают к исламу? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

Он низвел с неба воду — и потекли русла по их количеству, и унес поток пену вздымавшуюся. И из того, что они разжигают в огне, желая украшений и прикрас, — пена вроде этого. Так приводит Аллах истину и ложь. И что касается пены, то она уходит прахом, а то, что полезно людям, остается на земле. Так Аллах приводит притчи: те, которые ответили своему Господу, — благое, а тем, которые не ответили Ему, если бы у них было все то, что на земле, и еще столько, они бы выкупили этим, им — злой расчет, и убежище их — геенна, и скверно это ложе! (Гром, 17-18)

Если он лжет, то его ложь навредит только ему самому. Если же он говорит правду, то вас поразит некоторое из того, что он вам обещает. Воистину, Аллах не ведет прямым путем того, кто расточительствует и лжет. (Верующии, 28)

О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками. О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный. (Коран: Сура 49, Аят 11,12)

Когда Аллах сотворил Адама, Он сделал так, чтобы тот поселился на земле и усердствовал на ней. Когда ангелы узнали об этом, они сказали: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» (Аль-Бакара, 2:30)

Ангелы хорошо знали, насколько Аллаху ненавистно распространение порчи и пролитие крови. Аллах создал человечество и ниспослал писание — не ради этого. Исламский закон был ниспослан, чтобы защищать и сохранять пять основных человеческих потребностей в религии, жизни, разуме, происхождении и собственности. По этой причине Закон запрещает убийство, прелюбодеяние, ложь, воровство, притеснение и другие преступления.

«Они подобны тем, которые жили до вас. Они превосходили вас силой, и у них было больше имущества и детей. Они насладились своей долей. Вы тоже насладились своей долей, подобно вашим предшественникам. (Наслаждаясь своей долей, человек потакает своим страстям). Вы погружались в словоблудие, подобно им. (Речь идет о погружении в ложь и уклонении от религии. Это – погружение в сомнение). Их деяния тщетны как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются потерпевшими убыток» (Сура «Покаяние», аят 69).
Таким образом, Аллах связал разрушение деяний и убыток с потаканием низменным страстям, которое проявляется в наслаждении земным уделом, и со следованием за сомнениями, которое проявляется в погружении в ложь.

Самарканди в тафсире известого аята сказал: «Этот аят указывает на следующее: Если кто-то присутствует в месте, где совершается греховное деяние и не препятствует этому, он приобщится к этому греху. Те, кто не в силах препятствовать греховному деянию, чтобы не приобщаться к греху должны от них удалиться. Сидеть вместе с распивающими алкоголь или играющими в азартные игры, слушать тех, кто сплетничает, говорит ложь или говорит слова куфра означает приобщаться к греху тех, кто это делает сам. Такие получают точно такой же грех, как и совершающие грех собственноручно.» (Том 2, стр. 122,123)

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Судный час не наступит до тех пор,  пока не появится смута,  пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки». Этот хадис передал Ахмад, а аль-Хейсами назвал его достоверным.

Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не поведать ли вам о самом тяжком грехе? Не поведать ли вам о самом тяжком грехе? Не поведать ли вам о самых тяжких грехах?» Люди сказали: «Поведай, о Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!» Он сказал: «Это – приобщение сотоварищей к Аллаху и непослушание родителям». Все это время он лежал, но тут сел и сказал: «Воистину, это – ложь и лжесвидетельство! Воистину, это – ложь и лжесвидетельство!» Абу Бакра рассказывал: «Он повторял эти слова до тех пор, пока я не подумал: “Нет, он не умолкнет”».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы, что такое сплетня?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику об этом известно лучше!» Он сказал: «Это значит говорить о своем брате то, что ему не нравится». Тут кто-то спросил: «А если то, что я говорю о нем, является правдой?» Он сказал: «Если то, что ты говоришь о нем, является правдой, то ты сплетничаешь. Если же твои слова являются ложью, то ты клевещешь на него».
Этот хадис передал Муслим.

Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте правдивы, потому что правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в рай. Если человек непрестанно говорит истину и придерживается истины, то у Аллаха будет записано, что он является правдивым. Наряду с этим остерегайтесь лжи, потому что ложь приводит к беспутству, а беспутство приводит в ад. Если человек непрестанно лжет и придерживается лжи, то у Аллаха будет записано, что он является лжецом».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими,сказал:Я запомнил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда это спокойствие, а ложь — сомнение». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Достоверный хадис».)

Это означает: откажись от того, в дозволенности чего у тебя есть сомнения, и обратись к тому, что сомнений тебе не внушает.

Сообщается, что Абу Бакра Нуфай бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», — (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!» (Тогда) он сказал: «(Это —) многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». (Говоря это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, полулежал,) опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лжесвидетельство!», — и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!»1 (Аль-Бухари; Муслим)

1 Указывая людям на эти тягчайшие грехи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл в волнение, прилагая все силы для того, чтобы они запомнили его слова и воздерживались от совершения подобного, что часто бывало с ним, когда он говорил об особо важных вещах, но на сей раз это волнение было столь сильным, что людям стало жалко его.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о том, что чаще всего будет помогать людям попадать в Рай, и он сказал: «Страх пред Аллахом и благонравие», — (когда же) его спросили о том, что чаще всего будет приводить людей в Огонь, он сказал: «Рот и половые органы». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)

1 Иначе говоря, сквернословие, ложь, сплетни и тому подобные вещи, с одной стороны, и совершение прелюбодеяний, с другой.

Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не сказать ли вам, что такое «аль-‘адх»? Это сплетни, разговоры которые ведутся) между людьми. (Муслим)

«Адь-‘адх» — ложь; клевета.

1 Имеется в виду многословие и передача слов одних людей другим, что приводит к раздорам между ними.

Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его

Аллах и да приветствует, сказал:

Поистине, правдивость ведёт к благочестию, а благочестие приводит к Раю, и, поистине, человек будет (постоянно) говорить правду пока не запишут его пред Аллахом как правдивейшего. И, поистине, ложь ведёт к греховному, а греховное ведёт к Огню, и, поистине человек будет (постоянно) лгать, пока не запишут его пред Аллахом как отъявленного лжеца. (Аль-Бухари; Муслим)

1 Подразумевается, что у такого человека правдивость становится как бы второй натурой, благодаря чему он никогда не говорит ничего, кроме правды.

Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, часто спрашивал своих сподвижников: «Видел ли кто-либо из вас какой-нибудь сон?», — и тогда ему рассказывали то, что было угодно Аллаху, а однажды утром он сказал им: Поистине, сегодня ночью ко мне явились двое, которые сказали «Пошли!» Я пошёл с ними, и (через некоторое время) мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем (в руках) стоял другой человек, бросавший этот камень на голову (лежавшего) и разбивавший ее. И (после того, как он наносил ему удар,) камень откатывался в сторону, а (этот человек) шёл за камнем и (снова) брал его, и ещё до того, как он возвращался, голова (первого снова становилась такой как прежде), после чего он (снова подходил) к нему и делал с ним то же, что и в первый раз. (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: Я сказал им: «Преславен Аллах!1 Кто эти двое?», — они же сказали «Иди, иди!», — и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к лежавшему навзничь человеку, над которым с железным крюком (в руках) стоял другой (человек), вонзавший этот крюк в угол его рта, и его ноздрю и его глаз с одной стороны и раздиравший их до затылка, после чего он переходил к другой стороне (лица) и делал с ней то же, что делал с первой, и ещё до того, как он заканчивал (разрывать одну сторону, другая сторона (снова) становилась такой же, как прежде, а потом он снова возвращался к ней и делал то же, что и в первый раз.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:

И я сказал: «Преславен Аллах! (Субхана-Ллахи!) Кто эти двое?», — они же сказали мне: «Иди, иди!», — и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к чему-то наподобие печи. И я думаю,2 что (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: Оттуда доносились шум и крики. Мы заглянули туда, и оказалось, что там находятся обнажённые мужчины и женщины, к которым снизу подступал огонь, и когда он подбирался к ним (совсем близко), они поднимали крик. И я спросил: «Кто эти (люди)?», — они же сказал» мне: «Иди, иди!», — и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к (какой-то) реке…

И я думаю, что (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:

…(вода которой была) красной как кровь. В этой реке плавал (какой-то) человек(, в то время как) на берегу её стоял другой, перед которым лежала целая груда собранных им камней. Плававший (человек) плавал (некоторое время), потом приходил собравший рядом с собой камни, и (тогда находившийся в реке) открывал для него рот, а (стоявший на берегу) бросал в него камень, после чего тот (снова начинал) плавать. А потом он возвращался к нему, и каждый раз, как он возвращался, (человек, плававший в реке), открывал для него рот, а он попадал в него камнем. Я спросил их: «Кто эти двое?», — они же сказали мне: «Иди, иди!», — и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к человеку отвратительного вида (или: …отвратительнее которого по виду тебе встречать не приходилось). Возле него горел огонь, который он раздувал, ходя вокруг него, и я спросил их: «Что это?», — они же сказали мне: «Иди, иди!», — и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к саду, где было множество высоких деревьев и все цветы, которые цветут весной. И оказалось, что в этом саду находился человек такого огромного роста, что я едва мог разглядеть его голову (где-то) в небесах, a вокруг этого человека собралось столько детей, сколько мне никогда не приходилось видеть раньше. Я спросил: «Кто эти (люди)?», — они же сказали мне: «Иди, иди!», — и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к огромному дереву, больше и прекраснее которого мне никогда не приходилось видеть. Они сказали мне:

«Поднимайся!», — и мы поднимались (по этому дереву, пока не добрались) до города(, здания которого) были построены из золотых и серебряных кирпичей. И мы подошли к воротам этого города и попросили открыть, а когда нам открыли, мы вошли (внутрь. Там) нам повстречались люди, одна половина тел которых была невиданной красоты, а другая — невиданного уродства(, и мои спутники) сказали им: «Ступайте и погрузитесь в эту реку!» Оказалось, что посреди (этого города) протекает река, вода которой (представлялась) абсолютно белой, и (эти люди пошли (к ней) и погрузились в (её воды), после чего вернулись к нам, (избавившись от своего уродства) и обретя наилучший вид.

(Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: (Мои спутники) сказали мне: «Это — райский сад (джаннату ‘адн), а это — твоё жилище». И я посмотрел наверх, увидев там дворец, подобный белому облаку, а они (ещё раз) сказали мне: «Это — твое жилище». Я сказал им: «Да благословит вас Аллах! (Баракя-Ллаху фи-кума!) Позвольте мне войти в него!» Они сказали: «Сейчас нет, но (потом) ты (непременно) войдёшь в него!» Я сказал им: «Поистине, минувшей ночью я видел (много) удивительного, но что же я видел?»

Они сказали: «Мы обязательно поведаем тебе (об этом). Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это — человек, (сначала) бравший Коран, а (потом) отвергавший его,3 и он просыпал обязательную молитву. Что касается второго человека, мимо которого ты проходил и которому углы рта, ноздри и глаза раздирали до (самого) затылка, то (вина его состояла в том, что) по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь. Что касается нагих мужчин и женщин, которые находятся в некоем подобии печи, то, поистине, они — прелюбодеи и прелюбодейки. Что касается плававшего в реке человека, мимо которого ты проходил и которому набивали рот камнями, то он занимался ростовщичеством, что касается человека отвратительного вида, который находился около огня, разжигая его и ходя вокруг него, то это — Малик, страж Ада, что же касается высокого человека(,находившегося) в саду, то, поистине, это — Ибрахим, а все окружавшие его дети являются младенцами, умершими в своём естественном состоянии».4

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Баркани(, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «родившимися в своём естественном состоянии.»

Самура, да будет доволен им Аллах, сказал): Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), (там были) и дети многобожников?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И дети многобожников. Что же касается людей, которые были наполовину прекрасными, а наполовину безобразными, то, поистине, ими были люди, совершавшие как праведные дела, так и дурные, которых Аллах простил». (Аль-Бухари)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благославит его Аллах и да приветствует, сказал:

Этой ночью я видел во сне двух человек, которые пришли ко мне и доставили меня на святу землю. Затем он упомянул об этом7 и сказал:

(Потом) мы (снова) двинулись в путь (и шли), пока не достигли отверстия, подобного печи, верхняя часть которой была узкой, а нижняя — широкой. Внизу пылал огонь, и когда он поднимался (к ним), они тоже поднимались так высоко, что чуть не выскакивали наружу, когда же огонь стихал, они возвращались обратно, а находились там обнажённые мужчины и женщины.

В (этой версии сообщается также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

(Потом) мы снова двинулись в путь (и шли), пока не достигли реки(, в которой вместо воды текла) кровь. Посреди этой реки стоял человек, а на берегу её находился (другой) человек, перед которым лежали камни и который стоял напротив того, что был в реке. И когда (человек, находившийся в реке,) хотел выйти (из неё, другой) человек бросал камень (прямо) ему в рот, возвращая его (на место), и каждый раз, как тот пытался выйти, он начинал бросать камни ему в рот, и тот возвращался (на прежнее место).

В (этой версии сообщается также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Затем (мои спутники) подняли меня на это дерево и ввели меня в дом, прекраснее которого я никогда не видел и в котором находились старцы и молодые люди.

В (этой версии сообщается также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Они сказали: «(Что касается того,) кому на твоих глазах, разрывали рот, то он — лжец, произносивший лживые слова, которые распространялись от него повсюду, а теперь с ним будут делать это до самого Дня воскресения.

В (этой версии сообщается также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

«Они сказали: «(Что касается того,) кому на твоих глазах разбивали голову, то Аллах научил его Корану, однако он спал по ночам и не придерживался его (установлений) днём(, а теперь) с ним будут делать это до самого Дня воскресения. Первый дом, в который ты вошел, предназначен для обычных верующих, что же касается этого дома, то это — дом павших за веру. Я — Джибриль, это — Микаиль, а теперь) подними голову». И, подняв голову, я увидел над собой нечто вроде облака, а они сказали: «Это — твоё жилище». Я сказал: Позвольте же мне войти в моё жилище!», — (однако) они сказали: Поистине, жизнь твоя ещё не завершена, а когда она закончится, придёшь к своему жилищу!» (Аль-Бухари)

Абу Хурайра рассказал, что он слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если раб говорит слово, не выяснив, ложь это или истина  это слово приводит его в огонь». (Текст согласован).

Абу Умамат рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я гарантирую дом на краю Рая тому, кто оставит спор, если даже он прав. Я гарантирую дом в Раю в середине Рая тому, кто оставит ложь, даже в шутку. И я гарантирую дом на вершине Рая тому, у кого хороший нрав». (Об этом рассказал Абу Давуд)

Аиша рассказала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самый ненавистный у Аллаха тот, кто спорит, проявляя вражду». (Об этом рассказал Аль  Бухари).

Ибн Масуд рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) (да благословит его  Аллах и приветствует) сказал: «Придерживайтесь правды: поистине, правда ведет к добру, а добро ведет к Раю. Человек продолжает говорить правду, пока его не занес суд в список правдивых людей у Аллаха. Берегись лжи; поистине ложь ведет к нечестию, а нечестие ведет в ад, и человек продолжает лгать и стремиться ко лжи, пока его не занесут в список лжецов у Аллаха». (Текст согласован).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте правдивы, потому что правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в рай. Если человек непрестанно говорит истину и придерживается истины, то у Аллаха будет записано, что он является правдивым. Наряду с этим остерегайтесь лжи, потому что ложь приводит к беспутству, а беспутство приводит в ад. Если человек непрестанно лжет и придерживается лжи, то у Аллаха будет записано, что он является лжецом». Этот хадис передал аль-Бухари. См. “Фатх аль-Бари”, т. 10, стр. 507

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Горе тому, кто лжет для того, чтобы посмешить людей! Горе ему! Горе ему!» Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” (1885).

Потом Негус послал за сподвижниками Аллаха и позвал их. Когда они пришли, а перед тем он собрал своих епископов, которые расположились вокруг него с раскрытыми свитками, он сказал им: «Что это за религия, из-за которой вы разошлись со своим народом и не приняли мою религию или религию одного из этих народов?» К нему обратился Джафар ибн Абу Талиб со словами: «О царь! Мы были народом язычников, поклонялись идолам, ели мертвечину, совершали непристойности, разрушали родство, причиняли зло соседям, сильный из нас съедал слабого. Мы жили так, пока Аллах не послал к нам Посланника из нашей среды — мы знали его происхождение, его правдивость, верность и скромность. Он призвал нас к Аллаху, чтобы считали Его единым, поклонялись Ему, отреклись от камней и идолов, которым поклонялись мы и наши отцы, велел нам быть правдивыми в разговоре, сдержать данное слово, поддерживать кровные узы, добрососедство, прекратить совершать дурные действия, проливать кровь. Он удерживал нас от дурных поступков, говорить ложь, присваивать себе имущество сирот, порочить добродетельную женщину. Велел нам поклоняться только одному Аллаху, не присоединяя к нему ничего. Велел нам совершать молитву, давать закят, поститься. Мы поверили ему, уверовали в него и последовали ему в том, что он принес от Аллаха.
Мы поклонялись только одному Аллаху и не присоединяли к нему ничего. Мы отвергли то, что он запретил нам; сочли разрешенным то, что он разрешил нам. И наш народ стал враждовать с нами: нас мучили, искушали от нашей религии, чтобы вернуть нас к идолопоклонству и отвратить от поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы мы совершали дурные поступки, как раньше. Когда они стали нас обижать, притеснять, сделали нашу жизнь несносной и отправление наших религиозных обрядов невозможным, мы ушли в твою страну, избрали тебя среди других, захотели быть под твоим покровительством, надеясь на то, что при тебе, о царь, мы не будем подвергаться гонениям!»

Передано от Хатима аль-яасама (да смилуется над ним Аллах), что он сказал: «Кто утверждает о четырех вещах без четырех других, заявление того является люжью: 1) кто утверждает, что любит Аллаха, и не прекращает совершать запрещенное Аллахом, его заявление – ложь; 2) кто утверждает, что любит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)а (да благословит его Аллах и да приветствует), и с неприязнью относится к бедным и нуждающимся, его заявление – ложь; 3) кто утверждает, что любит рай (т.е. желает войти в него) и не дает садака (т.е. милостыню), его заявление – ложь; 4) кто утверждает, что боится огня (т.е. ада) и не прекращает совершать грехи, его заявление – ложь».

Чтобы сбить людей с прямого пути, шайтан, искушая и разукрашивая ложь, ввёл в заблуждение множество людей.

О клевете и злословии  

Всевышний сказал:“И не злословьте в адрес друг друга. Станет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Точно, это было бы отвратительно вам. И бойтесь Аллаха. воистину, Аллах принимающий покаяния, Он, Милосердный” (ал-Худжурат, 12).Знай же! Любому совершеннолетнему следует оберегать свой язык от любых речей, кроме деловых и направленных на благо. Когда речь созрела и человек высказался во имя блага, то следует попридержать язык, ибо часто вслед за дозволенными звучат запретные или нежелательные слова. И ничто не может превзойти здравость.Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“Истинно, если слуга Аллаха будет допускать непонятные высказывания и вести бессмысленные речи, то они заведут его в Огонь, который занимает большее пространство, чем расстояние от Востока до Запада” (Текс согласован).

Он сказал также:

“Когда я был вознесен, то проследовал мимо народа с медными ногтями, которые царапали ими себе лица и грудь. Я спросил: “Кто эти люди, о Джабраил?” Он ответил: “Это те, которые едят мясо людей и порочат их” ( Приводится у Абу-Дауда и др).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“Клеветник не вступит в рай” (Хадис достоверен).

От этого нас предостерег избранный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказав:

“Четыре разновидности людей являются чистой воды лицемерами. Если человек обладает одним из этих четырех качеств, то это проявление лицемерия, пока он не откажется от него: если человеку оказано доверие и он предал, если человек лжет в своих речах, если человек дал обещание, а затем нарушил его, если в споре с кем-то поступил незаконно” (Текст согласован).

‘Аиша рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросил своих сподвижников: “А знаете ли вы, (каково) самое рослое ростовщичество пред Аллахом?” Они ответили: “Аллаху и Его Посланнику лучше ведомо”. Он сказал: “Так, воистину, самое рослое ростовщичество пред Аллахом – дозволение себе (пренебрегать) честью другого мусульманина”. Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочел: “А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, что они это заслужили, – они берут на себя ложь и явный грех” (Сура 33, аят 58).

Обязанности мусульманина перед своей душой и органами тела  

Обязанности мусульманина перед своей душой.а) Очищать душу от всяких ложных верований.б) Закрепить в душе верования, имеющие прочные основы, предписанные Аллахом.в) Наполнять ее верными и полезными знаниями.

г) Очищать душу от дурных мыслей и вредных черт характера. Таких как: враждебность, гнев, зависть, ложь, двуличие, наглость, невоспитанность, безжалостность, трусость, леность, гордыню, несправедливость, нетерпимость, жадность…

д) Украсить ее хорошими мыслями и прекрасными свойствами характера. Таких как: дружелюбие, милосердие, правдивость, искренность, скромность, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, стоять на данном слове, умение прощать людей, умение подавлять свой гнев, умение проявлять жалость ко всем людям и живым существам…

Наши обязанности по отношению к другим своим органам:

Не только наш язык, но и другие наши органы должны быть используемы нами в соответствии с нравственными нормами Ислама. Вкратце, мы обязаны придерживаться следующих положений:

1) Уберечь наши руки и ноги от недозволенного (Харама) и не использовать их во вред другим.

2) Не смотреть недобрым взглядом на чужое имущество. Не использовать свои глаза для поиска чужих недостатков. Не беспокоить других людей своими взглядами.

3) Не использовать свои уши для того, чтобы слушать ложь, сплетни, пустую болтовню, не приносящую пользу ни в этом мире, ни в загробном.

[Не использовать свои половые органы для совершения (Харама) недозволенного].

4) Не покушаться ни на чье имущество, ни на чью честь, жизнь.

http://www.tawhiid.com

 

One response to “Ложь

  1. Админ сайта

    Июнь 7, 2015 at 6:34 пп

    Субхан Аллаха, иногда встречаешь удивительных людей, которым так и хочется сказать:
    «Если бы ложь сокращала жизнь, То ты не дожил бы до завтра.»

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: